Выставка к 125-летию Осипа Мандельштама «Как плугом океан деля...»

С 27 сентября по 20 октября к 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама открыта выставка книг, рукописей, фотографий, автографов и других артефактов из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Художник экспозиции Эмиль Капелюш.

Осип Мандельштам - одна из ключевых фигур русской культуры XX века, ее совершенно особый и самобытный поэтический голос. А для Анны Ахматовой - едва ли ни самый дорогой из друзей-поэтов, собратьев по акмеизму. 27 декабря 1940 года, в день второй годовщины гибели Мандельштама, Анна Ахматова здесь - в Фонтанном Доме - начинает "Поэму без Героя". Осип Мандельштам является в Поэму в качестве одного из персонажей, входит в нее участником описываемых реальных и фантасмагорических событий.

Замысел выставки "Как плугом океан деля…" не предполагает описания жизни и творчества Осипа Мандельштама от рождения до смерти. Скорее это пунктирное обозначение важных, значащих, символических образов его поэтики. В ряду таких "пунктиров" - образ Эллады. Эгейское море, "кипящие воды", списки кораблей… Гомер, "Илиада", Психея… Тема античности как колыбели культуры появляется уже в первом стихотворном сборнике "Камень" (1913) и становится одним из "краеугольных камней" его художественного мира.

Эллада отнюдь не идеальное пространство, населённое бессмертными богами и героями, а исходная точка для размышления о сути вещей, о религиозном миропонимании. Эллада, Древний Рим, Византия… Россия.

На выставке сочетаются визуальные и аудио-объекты (карта военных действий в Европе 1914 года, фотографии воронежской улицы-ямы, фото лагерной больницы во Владивостоке, звучащие стихи) с прижизненными изданиями, автографами, подлинными вещами, принадлежащими Осипу Мандельштаму и его близким. Так создается пространство, полное красоты и хрупкости, где поэт одновременно и обитатель вечности, и мишень для репрессивной государственной машины.

Выставка включена в программу 2-й Петербургской биеннале музейного дизайна http://spbmuseumdesign.ru/.

 

По материалам сайта museum.ru

 

« Назад