М.С. Глинка. «Прошлое не должно исчезнуть…»
21 декабря 2011 года
М.С. Глинка. «Прошлое не должно исчезнуть…».
ХРАНИТЕЛЬ. А. В. Помарнацкий. Биографическая проза, семейные хроники, эссе / Авт.-сост. М. С. Глинка; Идея серии: Г. В. Вилинбахов, М. С. Глинка, М. Б. Пиотровский; Гос. Эрмитаж. — СПб.: АРС, 2011. — 440 с.
Источником книги являются материалы домашнего архива историка и искусствоведа Андрея Валентиновича Помарнацкого (1903–1981), научного сотрудника Русского отдела Эрмитажа послевоенных лет. Архив А. В. Помарнацкого подобен путешествию в историю, а в еще большей мере — в предысторию быта, нравов и стремлений того слоя наших соотечественников, вся жизнь которых в 1917–1919 годах была, как пласт земли плугом, глубоко взрезана и затем отвалена на сторону. Ценность архива если и не в прямую, то в значительной степени зависит, как правило, от «возраста», входящих в него документов, и чем этот возраст значительнее, тем архив ценнее. Здесь, надо заметить, случай другой, но состав архива не менее ценен. Семья А. В. Помарнацкого претерпела с 1917 по 1945 год такие удары судьбы, что послевоенной проблемой было обзаведение даже простейшим домашним скарбом: все прошлое имущество семьи уничтожила война. И вот на этом голом месте Помарнацким был заново создан семейный архив, но уже как свод литературных произведений. Оставленный потомству справочником сведений о прошлом семьи, архив этот в значительной степени является плодом феноменальной памяти, профессиональности историка и редкого трудолюбия Андрея Валентиновича. Этот труд на уровне семейном, вероятно, может быть уподоблен тому, как на уровне государственном в послевоенные годы восстанавливали Петергоф, Павловск или Царское Село.
Однако страницы хроник А. В. Помарнацкого, отцом которого был офицер лейб-гвардии Павловского полка, дед — одним из создателей Добровольного флота, а прадеды — адмиралами екатерининских времен, представляли галактику судеб отнюдь не того круга людей, которых чтила советская власть. Понятно, что увидеть свои хроники напечатанными автору при жизни не привелось.
Проза А. В. Помарнацкого литая, удивительная. Недаром в конце 1920-х ее автор слушал лекции в знаменитом Институте истории искусств, где эстафету российской лингвистики и фразеологии передавала студентам филологическая элита закатной поры «серебряного века» — Эйхенбаум, Томашевский, Тынянов, Шкловский…