100 лет российской истории в фотографиях на выставке в Русском музее

По мнению некоторых историков, фотография – это своего рода машина времени, которая может перенести даже во вполне достоверный XIX век. Это «авто» подают в Русском музее. В залах Мраморного дворца открылась 2-я фотобиеннале историко-архивной фотографии из российских музеев и архивов. В объективе – панорама жизни России, начиная со второй половины XIX века и до середины XX. Рядом с работами крупнейших отечественных мастеров выставлены кадры анонимных авторов.

Снимок неизвестного крестьянина, сделанный неизвестным фотографом. Имена здесь не так важны, в отличие от содержания – зафиксирован деревенский уклад, который уже исчез из жизни. Фотографии прислали музеи и архивы из семнадцати российских городов.

«Это неизвестные вещи, которые хранятся в фондах, фактически не экспонируются, – рассказывает научный сотрудник сектора фотографии Русского музея Светлана Зинченко. – Мы вытаскиваем их на свет божий и делаем их достоянием общим. Это летопись, летопись нашей истории. Просто визуальная история России. Столетие провинциальной жизни».

Фотография тогда была в диковинку – особенно в глубинке. Сначала она просто выхватывала сцены из бытовой жизни. Потом появились снимки на злобу дня. Они – подобно реалистической литературе того времени – крупно показывали то, что обычно старались стыдливо прятать».

В конце XIX века в России голод был явлением массовым и частым. Но первым эту тему рискнул снять Максим Дмитриев. Так появился русский публицистический фоторепортаж. Вот наглядный пример. Семья крестьянина, умирающая от голода и тифа. Этот снимок вошел в альбом «Голодный год в нижегородской губернии». Благодаря чему, удалось собрать деньги и вещи для пострадавших.

Сюжеты фотокорреспондента Исаака Либермана – еще бескомпромисcнее и острее. Одни названия чего стоят: «Голодный кашевар в голодной деревне», или «Аксютка жует огнеупорную глину». Сам фотограф умер, заразившись тифом на съемке в глухой деревне. А вот уже советские годы – наглядный пример, как творчество пытались подчинить идеологии. Лирические пейзажи Леонида Шокина из города Кимры – на международных выставках получили и признание, и награды. На родине такое искусство было не нужно.

«Здесь мы можем говорить об обычной советской судьбе, когда его работы совершенно не были востребованы изменившимся временем, – отмечает Светлана Зинченко. – Он вынужден был работать корреспондентом в советской прессе. Снимать колхозы, снимать маевки. Снимать передовиков производства».

Современность и прошлое на этой биеннале – совсем рядом. Трудно поверить, что сто двадцать лет назад фотолаборатория занимала целую телегу – когда сейчас на одном штативе помещаются две камеры. Так же и раритетные снимки - теперь можно рассмотреть в стерео-режиме. В таком ракурсе далекая история российской глубинки как будто становится еще чуточку ближе.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад