100-летие «Черного квадрата» отмечают выставкой в Швейцарии

В этом году художественный мир отмечает 100-летие "Черного квадрата". Знаменитая скандальная картина Казимира Малевича впервые была представлена публике на так называемой "Последней футуристической выставке "0,10". Ноль указывал на отсутствие предметных форм в экспозиции, а десятка говорила о количестве участников выставки. Правда, на самом деле, их было 14, но емкое название менять не стали. Реконструкцию той самой петроградской экспозиции 1915 года теперь представили в Базеле. Когда-то Малевич заявил, что своим "Квадратом" он завершил историю развития мировой живописи. Видимо, это все же была не точка, а запятая – на швейцарской выставке в нескольких залах представлены работы известных последователей художника.

В каждом рисунке – черное солнце. Выставка называется "Black Sun", дети копируют авангард. Теперь это такая же классика, как "бесстыдные Венеры и Мадонны", отказаться от изображения которых призывал Казимир Малевич. Повесив 100 лет назад в "красный угол" "Черный квадрат", художник не ошибся: "Квадрат" стал иконой.

Швейцарцам надо отдать должное: реконструкция оказалась непростой. От 154 картин, показанных в 1915 году, осталось не больше трети. Тем не менее, все, что можно было найти в семи странах и 33 музеях и частных коллекциях, оказалось здесь.

Вначале был Малевич. И Татлин, и Пуни, и Удальцова, и еще 11 художников – участников памятного петроградского проекта под названием "0,10".

"В Швейцарии была только одна монографическая выставка, посвященная Татлину, – рассказывает Анна Сцех, сокуратор проекта Музея фонда Бейлера. – И когда говоришь "Черный квадрат", немногие понимают, о чем идет речь. И мы очень рады, что нам удается провести эту выставку".

Сэм Келлер обожает русское искусство. Он помнит свою первую встречу с "Черным квадратом": стоял как завороженный и не мог понять, почему он один в этом зале на Крымском валу. "Ведь "Квадрат" Малевича – как Джоконда!" – уверен он.

"Россию я очень люблю и часто езжу к вам, – рассказывает Сэм Келлер. – Общаюсь с друзьями, много сотрудничаю с русскими музеями, привозил выставку Джакометти, а совсем недавно в Пушкинский привез работы Пауля Клее. Я показываю, какое влияние русские художники имели и имеют на мировую культуру".

Вклад России в международный проект – экспонаты из 14 региональных музеев, среди которых самарский, махачкалинский, нижнетагильский. Есть полотна из Русского музея и из Третьяковской галереи, которая обеспечила выставку не только шедевром, но и сенсацией: под "Черным квадратом" – три композиции и пока не расшифрованная, до конца не прочитанная надпись.

"Это почти стертая надпись, сделанная рукой Малевича, в ней несколько слов, – рассказывает Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи. – Пару из них удалось прочитать, одно или два слова – нечитаемые. Первые два слова читаются как "битва негров".

Над "битвой негров" поломать голову предстоит не одному искусствоведу. Малевич продолжает провоцировать и вызывать противоречивые чувства. Так было и на той самой выставке "0,10", когда художники отказывались с ним соседствовать, в штыки принимали работы, которые, по их словам, "и ребенок может нарисовать".

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад