200-летие Н. А. Некрасова — русского поэта, литературного критика, журнального редактора
В 2021 году отмечается 200-летие со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова, выдающегося русского поэта-демократа, издателя и общественного деятеля (1821—1878). В Российской государственной библиотеке подготовлена книжно-иллюстративная выставка, которая рассказывает о его творчестве, деятельности в журналах «Современник», «Отечественные записки», о друзьях и соратниках поэта и знакомит с некоторыми новыми сведениями о нём.
На выставке экспонируются прижизненные издания произведений Николая Алексеевича Некрасова, ставшие библиографическими редкостями: его ранняя проза, театральная драматургия и поэзия, в которых он воспевает простой народ и сатирически критикует существующий общественный строй. В экспозиции широко представлены и журналистская и общественная деятельность Некрасова, его литературные связи, воспоминания о нём его соратников и современников, научные исследования о жизни и творчестве поэта, в том числе издания к 200-летнему юбилею, собрания сочинений, издания для детей и юношества.
Один из первых разделов выставки посвящён началу жизненного и творческого пути Некрасова. Образ матери, а позднее и образ русской самоотверженной женщины стал важнейшим положительным лейтмотивом в его поэтическом мире. Своей матери, Елене Андреевне Закревской (1803—1841), поэт посвятил поэму «Мать», стихотворение «Рыцарь на час» и самый известный лирический сборник стихов «Последние песни». Несомненно привлечёт внимание и первое стихотворение поэта «Мысль», которое было опубликовано в 1838 году в журнале «Сын Отечества».
Особое место на выставке отводится под так называемые «Некрасовские альманахи» — сборники произведений различных авторов, которые дарили свои литературные труды для издания, не получая за это гонорары, чтобы помочь Некрасову преодолеть финансовые трудности в 1840-е годы. Экспонируются самые популярные из альманахов — «Физиология Петербурга» (1844) и «Петербургский сборник» (1846), в котором впервые был опубликован роман Фёдора Михайловича Достоевского «Бедные люди».
Значительная часть экспозиции посвящена журнальной деятельности Некрасова — это прежде всего «Современник», где поэт проработал главным редактором и издателем с 1847 по 1866 год в творческом союзе с Виссарионом Григорьевичем Белинским, Николаем Александровичем Добролюбовым и Николаем Гавриловичем Чернышевским и где печатались такие известные авторы, как Фёдор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Гончаров, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Выставлен первый номер журнала «Современник» за январь 1847 года, выпущенный под руководством Некрасова, а также последующие номера с произведениями перечисленных ранее авторов и собственными стихами Некрасова, «Современник» за январь 1866 года с началом поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и многое другое. В экспозицию включено литературное приложение к «Современнику» — сатирический журнал «Свисток», который Николай Алексеевич издавал совместно с Добролюбовым с 1858 года.
Широко представлены издания произведений Некрасова до 1917 года, среди которых: «Сборник стихотворений» в двух частях (1861), «Мороз — красный нос» (1872), «Русские женщины» (1871—1872), «Тройка» (1877) и сборник стихотворений «Последние песни» 1877 года издания.
Книги периода 1917—2021 годов включают собрания сочинений, однотомники избранных некрасовских произведений, а также издания отдельных сочинений автора. Особое место занимают музыкальные произведения, написанные на стихи Николая Алексеевича Некрасова.
Экспозиция дополнена обширным иллюстративным материалом: многочисленными портретами поэта, его соратников и друзей, изображениями мест его пребывания (Санкт-Петербург, Карабиха, охотничий домик в усадьбе Чудовская Лука), а также работами художников-иллюстраторов к произведениям поэта — Александра Игнатьевича Лебедева, Бориса Михайловича Кустодиева, Валентина Александровича Серова, Дементия Александровича Шмаринова и других.
По материалам сайта rsl.ru