26 октября 2014 года прошло очередное занятие в рамках музейной программы «Знакомство с Москвой старообрядческой»

Выступал приглашенный специалист – кандидат исторических наук, сотрудник отдела Государственного исторического музея «Палаты бояр Романовых», член научно-экспертного совета Института современных гуманитарных исследований – Роман Александрович Майоров.

Занятие открыла куратор проекта, искусствовед Татьяна Викторовна Игнатова. Прежде всего «хозяйка» музейной программы представила собравшимся книжную новинку, недавно появившуюся на прилавках магазинов. Книга известного питерского автора – кандидата философских наук, переводчика, члена Российского Совета Древлеправославной поморской церкви – Кирилла Яковлевича Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев» уже была известна некоторым из присутствующих.

Татьяна Викторовна зачитала цитату из предисловия к книге – слова чиновника по делам раскола Павла Ивановича Мельникова, которые очень точно подходили к теме лекции: «Главный оплот будущего России все-таки вижу в старообрядцах. А восстановление русского духа, самобытной нашей жизни все-таки произойдет от образованных старообрядцев…».

Где же получали духовные знания «образованные старообрядцы»? Отвечая на этот вопрос, лектор рассказал о Московском старообрядческом институте и системе духовного образования староверов белокриницкого согласия до революции и сегодня.

В начале ХIХ века в Москве на Рогожском кладбище было организовано училище для сирот. Основными предметами в нем были чтение, письмо, арифметика и церковное пение. Но в 1835 году власти закрыли училище, и оно было тайно перенесено сначала в село Новинки близ Коломенского, а позже в само село Коломенское Московского уезда.

После издания в 1905 году Манифеста о началах веротерпимости появилась возможность организовывать при старообрядческих общинах школы. Таким образом, возникла необходимость в создании училища, где можно было бы подготовить учителей для этих школ.

10 сентября 1912 года состоялось торжественное открытие Московского Старообрядческого богословско-учительского института. Его здание располагалось в Москве в Николо-Ямском тупике, что в нескольких минутах ходьбы от Святых ворот Андроникова.

Обучение в Московском Старообрядческом богословско-учительском институте было рассчитано на шесть лет: четыре курса общеобразовательных и два специальных, богословско-педагогических. В первые четыре года изучался катехизис, литургика, история Церкви и старообрядчества, славянский, русский, греческий и немецкий языки, история, география, логика, математика, физика, церковное пение и основы иконописи. На двух специальных курсах изучались догматическое, нравственное и сравнительное богословие, история Священного писания, церковное право, педагогика.

Изучая историю Московского старообрядческого института, Р.А. Майоров обращался к его архиву, ныне хранящемуся в Отделе рукописей РГБ. Исследователя, в частности, удивила точность ведения денежной отчетности: учитывалась буквально каждая копейка. Так, например, в отчете об экскурсионной поездке студентов указаны суммы, потраченные не только на проездные билеты, но и на кипяток для чая.
В 1915 году для Института было выстроено новое здание на Смирновской улице, неподалеку от Рогожского кладбища.

Институт просуществовал до 1918 года. Революция и новый режим надолго закрыли для старообрядцев любые возможности организации духовного образования. Лишь в конце 1990-х годов началось возрождение старообрядческих воскресных школ для детей и взрослых.

Лекция охватила темы, непосредственно связанные с сегодняшними проблемами. Непростым оказался вопрос о возвращении старообрядцам второго здания Московского старообрядческого института. До недавних пор в здании располагалась общеобразовательная школа № 469. По этой причине к строению начала прошлого веку был пристроен спортивный зал, уродующий облик здания эпохи русского модерна. Снос спортзала и реставрация самого здания на Смирновской потребует колоссальных средств…

Во время лекции Р.А. Майоров представил слушателям сборник материалов конференции «Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы», прошедшей в Ржеве в 2001 году. Вопросы и проблемы духовного образования регулярно обсуждаются в старообрядческой среде. В частности, в этом году во время ежегодной ярмарки на Неделю жен-мироносиц на Рогожском, в здании Духовного училища прошел круглый стол по вопросам преподавания в воскресных школах.
В конце лекции слово попросил постоянный гость лектория, бывший выпускник и в прошлом педагог Московского Старообрядческого духовного училища, уставщик – Алексей Васильевич Шишкин. Он дополнил рассказ Р.А. Майорова, уточнив, в частности, цели создания Московского Старообрядческого богословско-учительского института.

Рассказ Романа Александровича вызвал живой интерес. Слушателей интересовало, могли ли выпускники Московского Старообрядческого богословско-учительского института получить светские специальности, какой статус у нынешнего диплома Московского старообрядческого духовного училища, каким был конфессиональный состав педагогов в дореволюционном институте и в нынешнем училище, известно ли что-то о бытовых условиях проживания студентов дореволюционного института.

Простая манера изложения рассказчика, занимательность темы (вопросы образования так или иначе интересуют практически каждого), солнечный осенний день за окном и множество солнечных зайчиков, разлетавшихся по залу от стеклянных витрин, вместе создали ощущение необычной легкости занятия.

 

По материалам сайта rublev-museum.ru

 

« Назад