Адрес верный: пять домов, где поселились литературные персонажи

Маститые писатели часто советуют коллегам: пиши о том, что знаешь. Наверное, неслучайно авторы так любят селить своих персонажей в реально существующих домах на конкретных улицах. Московские дома литераторы любили так сильно, что некоторые из них упоминаются даже в двух или трех произведениях разных авторов. Другие, напротив, остаются в памяти читателей в качестве обиталища какого-то одного персонажа, прочно ассоциируясь с его именем.

Дом Мастера (Мансуровский переулок, дом 9)

Сразу скажем, что специалисты по творчеству писателя предлагают и другие адреса, по которым Булгаков мог поселить своего героя. Возможно, это дом 10/28 в Плотниковом переулке, где когда-то проживал друг Булгакова, Павел Сергеевич Попов, или дом №45/26 по Сивцеву Вражку, который художник Гариф Басыров счел наиболее соответствующим описанию в романе. Однако поклонники творчества Булгакова "канонизировали" в качестве дома Мастера именно это здание.

В одноэтажном домике жили приятели Булгакова, актер Сергей Топленинов и его брат, художник Владимир Топленинов, а полуподвальное помещение у них арендовал еще один друг писателя – драматург Сергей Ермолинский, в гости к которому Михаил Афанасьевич ходил чуть не ежедневно. Именно здесь Мастер писал свой гениальный роман, именно сюда приходила к нему Маргарита. "Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени". Сейчас это один из немногих деревянных домиков, сохранившихся в центре Москвы.

Дом, где жил Сенатор из "Былого и дум" (Тверской бульвар, дом 25)

Сам Александр Герцен родился именно здесь, и вовсе не случайно расположенный здесь Литературный институт носит его имя. Но принадлежал дом не ему, а его дяде – сенатору Александру Яковлеву, который в воспоминаниях Герцена упоминается без имени – просто Сенатор. "Сенатор был по характеру человек добрый и любивший рассеяния; он провел всю жизнь в мире, освещенном лампами, в мире официально-дипломатическом и придворно-служебном, не догадываясь, что есть другой мир, посерьезнее".

Русский посланник, присутствовавший при многих ключевых событиях эпохи, например при коронации Наполеона, купил этот дом в первое десятилетие XIX века. Незадолго до того здание было перестроено в стиле классицизма. Любопытно, что усадьба "засветилась" и в уже упомянутом романе Булгакова – в 1920-е годы здесь располагались официальные писательские организации, ставшие коллективным прототипом МАССОЛИТа. Здесь же, на первом этаже, в залах с росписью на сводах находился роскошный ресторан, который вошел в роман как "Грибоедов".

Дом, где располагался Старсобес (Армянский переулок, дом 11)

Позвольте, но как же это может быть? Ведь Старсобес из романа "Двенадцать стульев", как то следует из названия этого учреждения, находился не в Москве, а в Старгороде! Все верно: однако Старгород – не просто вымышленный город, это обобщенный мир старой, провинциальной России, которой с лихвой хватало и в Москве. Ильфу и Петрову он казался по большей части комичным; смехотворными, правда, были и ранние советские учреждения, одно из которых разместилось в усадьбе с удивительно богатой историей. Когда-то на этом месте располагался двор бояр Милославских. В построенном здесь позднее доме, который принадлежал князьям Гагариным, впоследствии жил Федор Тютчев, а затем семья поэта продала дом Попечительству о бедных. Устроенная здесь богадельня пережила революцию; правда, приобрела новый статус – теперь она именовалась Домом соцобеспечения им. Некрасова. Именно этот дом Ильф и Петров и сделали прообразом здания Старсобеса, где застенчивый "голубой воришка" Александр Яковлевич подкармливал своих многочисленных родственников.

Дом, где жила возлюбленная альтиста Данилова (Хохловский переулок, дом 11)

Швея Наташа, любовь "демона на договоре", ради которой он позже сразился на дуэли с демоном Кармадоном, жила недалеко от Церкви Троицы Живоначальной в Хохлах. "У Троицы в Хохлах, блестевшей и в ночи кружевным золоченым цветком свежего креста, они остановились. Налево убегала знакомая Данилову проходная тропинка в Колпачный переулок, к палатам гетмана Мазепы. "В том большом доме я и живу", – сказала Наташа". Роман Владимира Орлова, написанный в духе мистического реализма и изобилующий сверхъестественными событиями, на удивление точен в описании московских улиц и памятных мест: до нашего времени сохранились не только дом номер 11 в Хохловском, но и упомянутая тропинка в Колпачный переулок.

Дом, где жил герой бунинской "Музы" (улица Арбат, дом 2/1)

В одном из номеров располагавшейся здесь гостиницы "Столица" происходит встреча героя рассказа Бунина с роковой женщиной – Музой Граф. Как часто бывает с писателями, дающими своим героям реально существующие адреса проживания, здесь некоторое время жил сам Бунин. Гнетущее впечатление, которое на него производили эти недорогие номера, в рассказе выливается в предчувствие катастрофы, которое испытывает герой: "Жил я на Арбате, рядом с рестораном "Прага", в номерах "Столица". Днем работал у художника и дома, вечера нередко проводил в дешевых ресторанах с разными новыми знакомыми из богемы, и молодыми и потрепанными, но одинаково приверженными бильярду и ракам с пивом... Неприятно и скучно я жил! Этот женоподобный, нечистоплотный художник, его "артистически" запущенная, заваленная всякой пыльной бутафорией мастерская, эта сумрачная "Столица"... В памяти осталось: непрестанно валит за окнами снег, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещенном ресторане".

 

По материалам сайта m24.ru

 

« Назад