Алексей Ремизов и его мир славянских азбук
В Отделе рукописей РНБ хранится фонд (ф. 634, 272 ед., 1878–1934 гг.) литературоведа, писателя, художника рисовальщика и графика Алексея Михайловича Ремизова.
Среди разнообразных материалов фонда обращает на себя внимание несколько рукописей, характеризующих интерес писателя к славянской письменности, которой он смог увлечь многих близких ему деятелей культуры.
Окончив Московское коммерческое училище в 1895 г. Алексей Ремизов поступил вольнослушателем на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, одновременно слушал лекции по истории, философии, юриспруденции, биологии и др. Увлекся марксизмом, и в ноябре 1896 г. на одной из студенческих демонстраций был арестован. За этим последовало исключение из университета и высылка под полицейский надзор сначала в Пензу, затем в Усть-Сысольск, а в 1901 он оказался в Вологде. Эти города стали местом действия ряда его произведений. В середине 1903 года закончился срок пребывания Ремизова в ссылке, и в феврале 1905 г. он приехал в Петербург, где жил до конца 1921 г. В 1921 г. Ремизов с семьей уехал в Берлин, затем в 1923 г. переехал в Париж и оставался там до конца жизни.
Писать Ремизов начал еще в ссылке. Первая напечатанная его работа – «Плач девушки перед замужеством» появилась в 1902 г., первое собрание сочинений вышло в 1910–1912 гг.
«Вся долгая творческая жизнь одного из крупнейших писателей начала XX в. Алексея Михайловича Ремизова прошла под глубоким воздействием художественного наследия Древней Руси» - отмечает исследователь жизни и творчества А. М. Ремизова А. М. Грачева.
Увлечение Ремизова древнерусской литературой началось в первые годы ХХ века. Занимаясь древними рукописями и каллиграфией, он изучил и палеографию, как древнерусской, так и древнейшей славянской письменности - глаголицы. Произошло это под влиянием жены, слушавшей лекции профессора Ильи Александровича Шляпкина, посвященные палеографии.
«Мало уметь грамоте, надо и еще кое-что, надо своей рукой обвести те письмена русские, какие в прошлом нашем начертались русскими людьми, чтобы поверстать свою душу с душой народной и идти вместе с народом по его исконным думам, - делать русское дело».
Позже Ремизов писал: «Премудростям палеографическим, чтению и письму глаголическому, виноградной вязи, юсам и аористам научила меня ученица покойного профессора Ильи Александровича Шляпкина Серафима Павловна Ремизова-Довгелло, действительный член санкт-петербургского археологического института. Стал я понемногу старину читать, стал в старине разбираться».
Превосходно овладев типами древнерусского и глаголического письма, Ремизов широко их использовал, каждый по определенному назначению. К письму, стилизованному под древнерусскую скоропись XVII вв., он прибегал в самых разнообразных случаях: в эпистолярной и писательской практике, создавая грамоты и другие материалы Обезьяньей Великой и Вольной Палаты и проч. Причем всегда это воспринималось как художественное произведение.
Такая корреспонденция, написанная стилизованным под древнерусскую скоропись письмом, Ремизовым отправлялась достаточно часто. Примерами могут служить письма знатоку и любителю древних почерков Ивану Александровичу Рязановскому, в Публичную библиотеку (ныне РНБ) с просьбой принять его книги, вышедшие за границей.
Получал корреспонденцию Ремизов также с использованием письма, стилизованного под древнерусскую скоропись.
Так, например, Иван Сергеевич Рукавишников благодарность Ремизову за присланные книги написал письмом, уподобленным древнерусской скорописи.
По материалам сайта РНБ