Анатолий Боровков о текущем состоянии антикварно-букинистического рынка

Восточная мудрость гласит: «Сколько ни говори “халва” — во рту сладко не станет». Вот и мы последний год слышим из уст российских руководителей различного ранга и думских слуг народа, включая средства массовой информации, одно и то же: «санкции нас не беспокоят, кризис нам не страшен, санкции — это все только на пользу нашей стране и т. д. и т. п.»...

И всё же что-то хорошее в России, а именно в такой сфере ее торгово-экономических интересов, как антикварная торговля, происходит. Я не хочу говорить в этой заметке о попытках принять закон о так называемой «чипизации» предметов искусства и антиквариата в частных собраниях, который привел бы к смерти весь антикварный рынок России, и о других факторах, отрицательно влияющих на международный имидж России и коллекционирование в целом. Об этом уже много писала пресса. Я хочу поговорить как раз о том положительном для коллекционеров, что дали нам санкции и общее обнищание среднего класса России.

Итак, российский антикварно-букинистический рынок. А он, как ни странно, процветает! Если несколько лет назад лидирующую роль на этом рынке играли галереи и букинистические магазины, то сейчас они потихоньку умирают, а лидерами рынка стали аукционные дома, которые уверенно плодятся и расширяют свою деятельность, по крайней мере в Москве. Для них наступили «горячие денечки», время рекордных продаж.

Лидером таких аукционов стал недавно организованный дом «Литфонд», который благодаря своей маркетинговой политике, и грамотному коллективу, умеющему квалифицированно подготовить аукционные каталоги, и проведению самих аукционов в лучших гостиницах Москвы заставил говорить о себе прессу и оживил сообщество коллекционеров. Смотрите, всего несколько проведенных аукционов, а какие шедевры прошли на них и за какие деньги: две книги из первых прижизненных изданий Т. Г. Шевченко — цены в несколько миллионов (11 000 000 и 8 500 000 рублей); первая книга А. Н. Радищева — «Размышления о греческой истории, или о причинах благоденствия и несчастия греков» аббата Г. де Мабли в переводе с французского А. Н. Радищева 1773 года (цена 4 600 000 рублей) — опять рекорд (кстати, автором этих строк именно этот экземпляр книги Мабли в раннем переводе А. Н. Радищева был продан на одном из антикварных салонов в ЦДХ за $15 000 лет восемь назад, и вот теперь он принес своему новому владельцу около $60 000 — неплохой результат вложения в антиквариат. Интересно, сколько этот экземпляр будет стоить через 5–10 лет?); «Арифметика» Магницкого 1703 года (без гравюры на фронтисписе) — уход за 1 100 000 рублей; коллекция всех прижизненных изданий Марины Цветаевой — за 8 000 000 рублей; «УНОВИС. Листок Витебского Творкома № 1» с квадратом К. Малевича, 1920 года — стартовая цена 3 000 000 рублей; полный комплект «Русских народных сказок…» в 10 томах 1780–1783 гг., собранных Левшиным и изданных Новиковым, — цена 8 500 000 рублей.

Высокими результатами недавно блеснул аукционный дом «Империя», распродавая коллекцию книг Серебряного века, ранее принадлежавшую собирателю И. Б. Жванецкому.

И это всё — то, что уже продано!!!

А впереди 17 марта в аукционном доме «В Никитском» редчайший «Букварь южнорусский», составленный Т. Г. Шевченко, 1860 года (опять купят украинцы и увезут свой памятник культуры).

Аукционный дом «Кабинетъ» 16 марта выставляет издания российского авангарда, достойные украсить такие аукционы как «Сотби» и «Кристи», поскольку у них давненько ничего подобного не было. Итак, Л. Лисицкий «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках» 1922 года — единственная в мире детская супрематическая книга. Знаменитая книга Л. Лисицкого «Пражская легенда» 1917 года — одна из тиража в 110 экземпляров. Книга классика еврейской литературы Давида Гофштейна «Тройер» с иллюстрациями и в оформлении Марка Шагала, вышедшая в Киеве в 1922 году; этот экземпляр имеет нечетко читаемый автограф автора на идише: Казимиру Малевичу или, возможно, известному еврейскому художнику Абраму Маневичу, поскольку написания очень схожи. Книга когда то была сложена пополам ввиду своего большого формата и послана адресату по почте, что частенько практиковалось авторами. Так, например, со своими книгами большого формата поступили Ан. Мариенгоф, рассылавший свою книгу «Руки галстуком», и Вл. Маяковский, отправлявший адресатам книгу «Взял. Барабан футуристов». На этом же аукционе будет и, пожалуй, лучшая работа в литографии Н. С. Гончаровой «Мистические образы войны» 1914 года.

Как видно, из-за кризиса, из-за непростой сегодняшней жизни старым коллекционерам приходится расставаться с этими книжными шедеврами. В то же время у новых коллекционеров, не стесненных в средствах, появляется отличный шанс вложить капитал в вечные ценности зачастую мирового значения, и вложить правильно: девальвированные рубли — в никогда не дешевеющий, правильный, проверенный антиквариат. Именно это мы и наблюдаем по результатам последних антикварно-букинистических аукционов.

Анатолий Боровков,
член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД),
специально для AI

 

По материалам сайта artinvestment.ru

 

« Назад