«Антиквариум» 19 декабря: нет верха, но есть цена

19 декабря в аукционном доме «Антиквариум» прошли торги «Петербургская коллекция, Самиздат, Неофициальное искусство, Книги, автографы, живопись, графика».

Фраза, вынесенная в заголовок, была подслушана во время торгов за лот № 3 — книгу Леонида Андреева «Царь Голод». Торги начались со старта 65 000 рублей, и через бог знает сколько шагов, на сумме 450 000, один из участников взял первую паузу для «звонка другу», после короткого совещания борьба продолжилась. На сумме 600 000 рублей уже второй участник попросил паузу для «звонка своему другу»; после продолжительных переговоров на вопрос: «Какой верх?» из трубки прозвучало: «Нет верха», и бой продолжился. В результате лот достался второму участнику за 750 000 рублей. На этом очень показательном и ярком фрагменте аукциона видно, в какой интересной, а порой и драматичной обстановке он проходил. Как результат, мы имеем замечательную статистику.

Процент продаж прошедших торгов оказался заметно выше средних результатов московского рынка в этом году — 67 %, а если взять основной стринг аукциона — книги, то ещё выше — 79 %; мало того, почти все лоты продавались с борьбой в десять — двадцать шагов, что небывало редкий случай, особенно сейчас, в кризис. Так и это ещё не всё: подавляющее большинство лотов — 154 — было куплено залом, на втором месте с огромным отрывом оказался интернет, отвоевавший 27 лотов, на третьем месте — заочные ставки, владельцам которых досталось 11 лотов, последнее место скромно занял стремящийся к нулю телефонный вариант участия в торгах — 2 лота. Кстати, в зале присутствовало около двадцати человек, и наблюдателей среди них не было, каждый участвовал в торгах и что-то да выиграл.

Теперь кратенько пробежимся по стрингам.

С книжным разделом всё ясно: этот сегмент коллекционирования, что называется, «хорошо держит удар», и, несмотря на кризис и усиливающуюся конкуренцию (а она усиливается: в букинистике до сих пор открываются новые аукционы, о чём давно забыли живопись и нумизматика), места под солнцем пока хватает всем.

Следующий по количеству проданных лотов стринг — графика: 44 % тоже выше рынка (средний результат по рынку 35 %); здесь, правда, борьбы не было и большинство лотов уходило по старту и только в том случае, где цена была адекватна сегодняшним реалиям. Например, не был продан «Пейзаж с деревом и женской фигурой» (лот 184) Свешникова потому, что старт был 75 000 рублей, что на 20 000 выше цены на рынке. И несмотря на то, что Свешников — один из самых ликвидных художников на сегодняшний момент, цены всё-таки должны быть рыночными. В целом же подтвердилась текущая тенденция: интерес к графике вырос, но, как и в живописи, требуются качественные вещи первых имён по адекватным ценам.

Раздел живописи разошелся на 33 % — на абсолютно среднем уровне уходящего года, не больше и не меньше. Сейчас это данность, и изменить процент ухода можно только очень качественными вещами, которые, несмотря ни на что, остаются в дефиците. Хорошей иллюстрацией этого утверждения была борьба за «Композицию» Эдуарда Штейнберга (лот 195): крепкая, красивая, классическая работа востребованного коллекционерами художника заслуженно дошла до 300 000 со старта в 200 000 рублей, десять шагов не уступали друг другу два участника в зале. Мы поздравляем покупателя, потому что цена, тем не менее, была выгодная и, если потребуется, проблем с последующей продажей точно не будет.

Что в итоге?

В итоге хорошая точка в завершении этого года, с которой мы искренне поздравляем аукционный дом «Антиквариум» и желаем им удержать этот уровень и в следующем, високосном году. Который, конечно, простым никогда не бывает.

 

По материалам сайта artinvestment.ru

 

« Назад