Библиофилы коллекционируют китчевые издания и демонстрируют их в веселых нарядах
Национальный союз библиофилов провел первое заседание в новом году
Со стороны библиофилы могут выглядеть занудными и робкими, но если их узнать получше, все оказывается наоборот. Так члены клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) не постеснялись одеться соответствующе теме встречи «Китч в моем собрании», где показали броские находки и увлекательно рассказали о них.
Презентацию китча открывает председатель НСБ, глава Роспечати Михаил Сеславинский, неслучайно одетый в рубашку с пчелами.
– Сначала покажу открытки, так называемые «головки», которые я собирал еще мальчиком. К этим работам относились снисходительно, но на меня они производили неизгладимое впечатление. Девушки на них очаровательные, в том числе полуобнаженные, художественные образы атмосферные, есть открытки с цитатами Михаила Лермонтова. Но шедевры моей коллекции китча – книжные переплеты 1980-х годов из ткани для мебели, украшений из церковной лавки и серебряной бумаги для детского творчества. В общем, экземпляры – музейные.
Если г-н Сеславинский уверенно признает ценность своего собрания, то Валерий Манукян сомневается, можно ли причислить его миниатюрную книжку из мрамора, родонита и яшмы объектом к китчу. Вопрос, конечно, дискуссионный, обсуждать его не решились, но а изучить издание из камня – захотели многие. Вернулась ли оно владельцу – до сих пор уточняется.
Не меньшим вниманием пользовалось неординарное издание, которое принес замдиректора РГБ Александр Самарин:
– В нашей библиотеке открылась выставка «Мир глазами дизайнеров», к которой выпустили каталог. Это явный пример безвкусицы. На обложке, кроме белого цвета, ничего нет. Авторы объясняют это тем, что, якобы, именно белый вбирает в себя все цвета. Тут, конечно, не могу не вспомнить сказку Андерсена о голом короле. Посмотрите дальше: поля у каталога занимают почти полстрацы. Это не брак, а дизайнерская идея! Иллюстрации урезаны – это, по словам составителей, не ошибка. С библиографией вообще беда: автор впереди не стоит, иногда там – издательство, в другой раз – название книги. Ко всему прочему, стоит это драгоценное издание 2000 рублей...
Да уж, цена явно взята с потолка. Достаточно вспомнить шикарные по форме и содержанию выставочные каталоги Третьяковской галереи и ГМИИ им. Пушкина, которые продаются, как правило, не дороже 1500 рублей. Но Бог с ними, с деньгами, вернемся к китчу.
Его яркие примеры Александр Громов, решивший обратиться к Пушкину (дуэль поэта с Дантесом состоялась как раз-таки 27 января 180 лет назад), демонстрирует в фотографиях. Водочные бутылки в форме лица Александра Сергеевича, коробки спичек и папирос с изображением поэта, галстуки, – какие только компании не эксплуатируют имя поэта в рекламных целях... Пушкинский музей на Пречистенке в юбилейном в 1999 году даже провел выставку «Пушкин как объект китча», где представили бытовые предметы под брендом «Пушкин»...
Александр Громов погрузился в тему настолько, что нашел и надел шляпу-колпак с изображением поэта. Борис Хайкин (в пестрой ситцевой рубахе) тоже не преминул одеться под тему своего выступления – лубочные открытки живописца Афанасия Куликова с частушками... В общем, заседание прошло весело.
Ксения Коробейникова
По материалам сайта газеты «Московский Комсомолец»