Букинистика похожа на кладоискательство

Иногда вы приобретаете книгу вместе с ее историей. Чем руководствуются в работе профессиональные книжники, «Вечерняя Москва» расспросила московского букиниста Юрия Лучникова.

— Юрий Викторович, вы куратор торговой программы фестиваля «Букинист» на Арбате и один из ведущих специалистов в данной отрасли. Расскажите, как организован букинистический бизнес.

— На фестивале в основном работают продавцы. Букинисты не сидят за прилавком — им некогда. Они осматривают и закупают частные библиотеки, иногда до пяти квартир в день. Чтобы был хороший оборот, приходится много работать. Нужно дать рекламу, приехать, договориться, посмотреть книги, привезти их на базу, перебрать, забить в накладные, отправить в магазин и потом, через какое-то время, заплатив налоги, получить деньги, чтобы опять их истратить на новые библиотеки. И этим я занимаюсь уже лет двадцать, без выходных и отпусков. В букинистике работают в основном люди увлеченные. Все они начинали сперва как читатели, затем как собиратели книг. Конечно, в советское время книга была еще средством накопления капитала.

Но букинистами становятся не все, некоторые остаются собирателями: у нас есть несколько постоянных клиентов, которые прочесывают все места продажи буккниг и собирают именно то, что их интересует. Кто-то автографы, например. Кстати, я в основном собираю лирику шестидесятников.

— Что привлекает вас в работе?

— Букинистика сродни кладоискательству. Когда ты ищешь конкретную редкую книгу и приобретаешь ее у хозяина — это одно. Другое дело, когда люди освобождают квартиру и просят за не очень большие деньги вывезти у них библиотеку. И потом ты начинаешь искать ценное среди книг. Букинисты такой адреналин при этих раскопках получают. Особенно если библиотека каких-то интересных людей. Там могут быть и автографы, и интересные вложения. Например, как-то раз я нашел экспериментальный перфорированный билетик в метро. А в другой раз в альбомчике 1924 года написанное вручную стихотворение Пушкина. Правда, оказалось, что это «Молитва» Лермонтова — кто-то подписал не ту фамилию под ним. Интересно, что ведь в любой библиотеке можно найти такое, о чем ты и не думал. Жемчужину коллекции, которую ты сам добыл и поставил на полку. Мы как коллекционеры.

— В чем, по-вашему, значение букинистики сейчас?

— Говорят, библиотек становится меньше. Я не верю в это. У меня кто-то книги покупает, в павильонах покупают, и они становятся на те же самые полки, которые в свою очередь рано или поздно окажутся у букиниста, и перейдут уже к другому человеку.

Букинисты осуществляют связь между поколениями книжников. У нас же система такая отсутствует, хотя в советское время только в Москве было около сорока магазинов буккниги. И такая система должна существовать. Без механизма передачи книг это все зависает. Ведь пункт приема макулатуры переполнен. Туда сдают десятки тонн ежедневно. Это страшная вещь, когда в мусоре валяются книги, за которыми наши предки стояли в очередях и готовы были все что угодно отдать, чтобы их получить. Вы знаете, была программа такая — надо было сдать 20 килограммов макулатуры, чтобы получить абонемент на Дюма и других авторов.

И наши люди сдавали иногда даже книги XVIII века, отрывая от них кожаные корешки, не осознавая их ценности, чтобы только получить заветный абонемент. Вот, например, трехтомник Пушкина — за него было сдано 60 килограммов, но именно эту книгу никто никогда не читал, в этом можно убедиться, если ее открыть — затрещит клеевой слой. А ведь функция книги — передавать знания.

Кстати, в первую очередь выкидывают научную литературу просто потому, что родители занимались определенной специальностью, а у детей другая профессия. Зато научная литература среди студентов быстро разлетается. Классику же берут школьникам.

— На букинистике удается хорошо зарабатывать?

— Скажем так, это не самый выгодный бизнес. Конечно, есть книги, которые стоят космических денег, но они встречаются чрезвычайно редко. То есть можно заработать миллион, два, три, но раз в пять лет. В основном все проще — мы продаем книги по цене в 100–200 рублей.

— Почему?

— Чем ниже цены на книги, тем больше люди будут читать — я придерживаюсь такого мнения. А чем больше людей получит книги, тем больше шансов, что наша страна будет процветать. И когда, как у нас, на центральной улице города, на Арбате, решают не выставлять золото, бриллианты и прочие глупости, а поставить книгу, это говорит о том, что наверху задумываются, что без книг мы никуда не денемся. Потому что вы посмотрите, когда произошел цивилизационный скачок! Как только книгопечатание пошло — началось развитие, бурное, сразу. Тогда, когда появились дешевая бумага и способ книгопечатания, а тиражи стали не по пятьсот, а по пять, семь, десять тысяч. За этот век мы пока ничего, кроме компьютера, не придумали.

ДОСЬЕ

Юрий Викторович Лучников — бывший милиционер, предприниматель, генеральный директор компаний «Букинист» и «Научкнига». Занимается реализацией букинистической литературы в офлайн- и онлайн-форматах. Для розничной реализации закупает частные библиотеки по несколько тысяч экземпляров, буквально тоннами. Специализируется на научной литературе. Активно поддерживает и популяризирует книжные фестивали. Считает важным развивать культуру чтения у людей.

 

По материалам сайта vm.ru

 

« Назад