«Царское Село в поэзии». К 100-летию выхода в свет антологии Э. Ф. Голлербаха
Мемориальный Музей-Лицей
Выставка из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина посвящена изданной столетие назад книге «Царское Село в поэзии».
Сто лет назад, в 1922 году, петербургское издательство, названное в честь главного афинского храма «Парфенон», выпустило в свет небольшую книжку «Царское Село в поэзии». По жанру она представляла антологию – сборник избранных стихотворений разных авторов, посвященных Царскому Селу. Ее составил 27-летний искусствовед, поэт, художник Эрих Федорович Голлербах (1895-1942).
Родившийся в конце ХIХ века в Царском Селе, он помнил этот «затейливый, игрушечный город», когда в ранний час по его центральной улице медленно шествовало стадо коров и его, ребенка, будила трель пастушьей дудки. Помнил себя пятилетним, задыхающимся от волнения на открытии памятника Пушкина в лицейском саду: «меня обуял такой восторг, как если бы мне показали живого Пушкина. Может быть, и вправду вместе со старым брезентом, сползавшим с бронзового лицеиста, сползал куда-то в Лету девятнадцатый век».
Голлербах жил в Царском Селе, когда в нем жили, учились, писали стихи юные Николай Гумилев и Анна Ахматова. В царскосельском реальном училище он впервые увидел «настоящего поэта» – Иннокентия Федоровича Анненского. Этому городу, «обители бессмертных теней», Эрих Голлербах посвятил книгу «Царское Село в поэзии», собрав в ней стихи от Ломоносова и Державина до поэтов двадцатого века.
На выставке можно увидеть редкие издания, раскрытые на стихах, вошедших в поэтический сборник. Бесценный экспонат выставки – альманах «Северные цветы», издаваемый лицейским другом Пушкина А. А. Дельвигом. Именно в «Северных цветах» на 1827 год было напечатано главное стихотворение о Царском Селе – пушкинское «19 октября» 1825 года, провозгласившее этот город «отечеством» поэтов. Рядом стихи старших и младших современников Пушкина В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, Ф. И. Тютчева, поэтов конца XIX века И. Ф. Аненнского, одного из первых наших символистов, и его учеников в поэзии – великих царскоселов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой.
Небольшой поэтический сборник юного князя Владимира Палея, внука Александра II, погибшего мученической смертью в 1918 году, раскрыт на стихотворении «Перед памятником Пушкина в Царском Селе».
Литографированный портрет Пушкина юбилейного 1937 года – работа известного иллюстратора К. И. Рудакова, принадлежавшая Э. Ф. Голлербаху. В предъюбилейном 1936 году Голлербах создал силуэтный портрет А.С. Пушкина. В той же технике в 1924 году художником Е. Д. Белухой выполнен портрет А. А. Ахматовой. На фотографиях 1920-1930-х годов Анна Ахматова в Екатерининском парке Детского Села и уроженец города муз Всеволод Рождественский, в будущем известный советский поэт, мечтавший вернуть прежнее Царское Село «хоть во сне, хоть на одно мгновенье».
Поэтическая антология Эриха Голлербаха уже целое столетие возвращает поэтам Царское Село, ставшее для них источником радости и вдохновения. Автопортрет Э. Ф. Голлербаха выполнен в любимой им технике силуэта в 1920-1930-е годы. В 1921 году его изобразил мастер портрета Г. С. Верейский. Графические работы Э. Ф. Голлербаха и фотографии первой трети ХХ века иллюстрируют ожившую в юбилейном сборнике поэтическую историю Царского Села.
По материалам сайта museumpushkin.ru