Денди в тренде: почему молодые дизайнеры вдохновляются эпохой А.С. Пушкина
На Неделе моды прочитали лекцию, приуроченную к 225-летию А.С. Пушкина
В Москве продолжается Неделя моды. Параллельно с показами состоялись лекции, одна из которых была приурочена к 225-летию А.С. Пушкина.
Пока в соседнем помещении раздавалась музыка с показа Александра Рогова, Любовь Джикия рассказывала слушателям, почему молодые дизайнеры сейчас ищут вдохновения у главного франта и модника русской поэзии.
«Когда мы проводили конкурс “Пушкинский бал”, я не ожидала, что такой интерес к пушкинской теме будет у всего мира», – поделилась заведующая кафедрой дизайна костюма в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. Тогда внимание классику уделили не только в России, но и, например, в Африке, Вьетнаме и Монголии.
В наше время все больше дизайнеров обращаются к культурным кодам, это касается не только эпохи поэта. Ностальгия в индустрии сейчас – одна из главных тенденций. Она помогает сократить разрыв между прошлым и настоящим, сохранить исторические и культурные ценности и установить связь с аудиторией. Однако это не единственная причина, по которой пушкинская мода актуальна и по сей день.
А.С. Пушкин стоял у истоков отечественного дендизма в XIX веке. Он не только подарил миру главного денди литературы Евгения Онегина, но и сам придерживался этого стиля. «К нам понятие “дендизм” пришло из Англии – его родоначальником был Джордж Браммелл. Он в свое время рассорился с принцем Уэльским и попал в тюрьму, где написал труд, ставший кодом для современного светского денди. Это влияние тогда распространилось и на Российскую империю», – пояснила Любовь Анатольевна.
Пушкинская эпоха актуальна в силу цикличности моды – денди и сейчас находятся «в тренде». Новый виток популярности, например, запустил в свое время сериал «Острые козырьки», во всей красе показавший английскую моду 20-х годов. В XIX веке к атрибутам настоящего денди относили фрак, жилет (иногда даже два) и шейный платок, который немного мешал, но был крайне важен.Этот классический стиль в одежде сохранили и современные последователи Браммелля и Пушкина.
Денди лишь изредка готовы были жертвовать собственным комфортом во имя моды или же отходить от минималистичности, к примеру, вставляя в пуговицы бриллианты. В большинстве же случаев они предпочитали вальяжность и удобный костюм. Важно отметить также, что у денди был не только собственный стиль в одежде, но и уникальная философия. «Со временем оформились три кита философии дендизма: ничему не удивляться, сохранять бесстрастие, поражать неожиданностью, удаляться, как только достигнуто впечатление», – поделилась спикер. Это выражалось во всем: как денди смотрели в лорнет на даму, всем видом показывая, что она им безразлична, как фланировали по Невскому проспекту, производя впечатление на представительниц прекрасного пола.
Александр Пушкин, будучи главным франтом своего времени, подарил современности несколько элементов одежды. Например, корсет, так как в пушкинские времена у денди считалась модной «затянутая» талия. Поэт даже с гордостью писал своему брату: «На днях я мерился поясом с Евпраксией, и тальи наши нашлись одинаковы. Следовательно, из двух одно: или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мужчины». В подтверждение этого Любовь Анатольевна вывела на слайд картину неизвестного художника, на которой изображены модники того времени Пушкин и Гоголь. «Если мы посмотрим показы последних лет, зачастую увидим, как мужчины поверх сорочки носят корсет. Это и сейчас очень важный и модный элемент одежды», – рассказала лектор.
Пушкину же мы обязаны и модой на шляпу боливар: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Этот жесткий цилиндр с широкими полями получил название от латиноамериканского генерала Симона Боливара и впоследствии стал ассоциироваться уже с «Солнцем русской поэзии». Затем, в конце XIX века, этот аксессуар достался студентам-вольнодумцам, которых называли нигилистами.
Одежде в романе «Евгений Онегин» автор уделяет особое внимание. Так, например, важным элементом в повествовании является малиновый берет Татьяны. «Татьяна становится дамой высшего света и носит малиновый берет – важный аксессуар того времени, признак элегантности и высокого вкуса», – обратила внимание слушателей Любовь Анатольевна. Что интересно, подобные береты вернулись в моду, а на Кузнецком мосту, где Татьяна, скорее всего, делала покупки, сейчас находится одноименный концептуальный магазин, в котором собраны мировые бренды и необычные дизайнерские вещи.
Пушкинская мода неразрывно связана с современностью. Молодые дизайнеры вдохновляются ею и представляют свои работы на международных конкурсах. Среди них, например, «Пушкинский бал» и «Адмиралтейская игла», художественным руководителем которых является Любовь Джикия. «Спустя столько времени молодые дизайнеры находят пушкинскую эпоху интересной. Я была поражена, с каким удовольствием ребята носили костюмы, пошитые ими же», – поделилась впечатлениями от встречи с участниками «Пушкинского бала» Любовь Анатольевна.
Благодаря Пушкину оформился русский дендизм. Его до сих пор переосмысляют в своих работах дизайнеры со всего мира. Они стремятся наполнять коллекции культурным кодом, сохраняя связь поколений и популяризируя аутентичность и исторический опыт.
автор:Валерия Медведик/РГ
По материалам: год литературы