Экспозиция «Старый Петербург» развернута в Музее Пушкина

«Старый Петербург в коллекции князя Аргутинского-Долгорукова». В собрании одного из основателей музея истории Северной столицы было более трехсот видов города и его окрестностей – они и составили основу экспозиции музея в первые годы его существования. В Москву петербуржцы привезли около 120-ти произведений оригинальной и печатной графики, серии гравюр и литографий, изображения интерьеров. На выставке в Музее Пушкина можно не только насладиться городскими видами, к примеру, времен Пушкина, но и проследить историю многих знаменитых памятников.

Балаганы и ледяные горы, массовые катания на коньках по Неве, неспешные променады по городским улицам – таким был Петербург два с половиной столетия назад.

Дипломат, знаток искусства, коллекционер Владимир Аргутинский-Долгоруков целые дни был готов проводить в лавках антикваров в поисках экспонатов для необычной для своего времени коллекции.

«Он был первым человеком, который заинтересовался иконографией Петербурга и начал планомерно собирать коллекцию самых разных видов Петербурга: и в живописи, и в графике, и в прикладном искусстве, и на фарфоре», - рассказывает заместитель директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Демиденко.

Дворцовая набережная, Императорский зимний дворец, Адмиралтейская площадь – на выставке около 120-ти произведений оригинальной и печатной графики с видами Петербурга и его окрестностей XVIII – середины XIX века. Среди экспонатов рисунок, который приписывают императрице Марии Федоровне и гравюра с панорамой Петербурга с высоты птичьего полета.

«Санкт-Петербург с высоты птичьего полета, это было невозможно в то время. Прежде всего, это вопрос мастерства художника», - говорит директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.

В поисках новых городских мотивов Аргутинский-Долгоруков приобретал работы и именитых мастеров, и неизвестных авторов. В том числе и незаконно сделанные копии.

На выставке представлена гравюра, напечатанная в Италии, которая предназначалась для волшебного фонаря – специального проекционного аппарата, прототипа диапроектора.

«Она представляет собой копию одной из гравюр Михаила Махаева, которая появилась в 1753 году. Ремондини, печатники, напечатали очень много видов Петербурга, но надо сказать, что они были не очень честные, это была контрафактная продукция, они копировали работы других мастеров. С ними даже были связаны скандалы, когда их на этом ловили», - поясняет Юлия Демиденко.

Аргутинскому-Долгорукову удалось собрать более трехсот произведений с видами старого Петербурга, всего же его собрание насчитывало несколько тысяч предметов. Приобретая тот или иной экспонат для своей коллекции, он твердо знал, какому музею он его передаст. Работы из его коллекции есть и в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, и в Русском музее, и в Эрмитаже.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад