Эмотивизм в «Клубе Гролье»
В «Малом зале» нью-йоркского библиофильского «Клуба Гролье» с 27 марта по 24 мая т.г. проходит выставка, посвященная одному из культовых издательств эпохи пост-модернизма «Bardo Matrix». Оно было создано в самом начале 1970-х гг. в столице Непала городе Катманду двумя американцами: художником, поэтом, барабанщиком группы Velvet Underground Ангусом МакЛайзом (Angus MacLise) и фотографом и издателем Айром Коэном (Ira Cohen).
Издательство выпускало недорогие книги, буклеты, постеры, эфемеры, при этом использовались самые разнообразные печатные техники и сорта бумаги, вплоть до произведенной вручную. Вокруг «Bardo Matrix» сложился круг писателей, художников, музыкантов, продюсеров, исповедовавших «эмотитвизм» в искусстве. (Метаэтическая теория, стоящая на основах позитивизма, утверждающего, что эти четкие проявления в жизни и искусстве являются не логическими умозаключениями, а исключительно выражениями эмоций. В философии эти принципы первым выдвинул и развил шотландский философ Д. Юм (1711-1776). Не надо забывать, что Непал в те годы был местом паломничества хиппи, «левых» и представителей многих маргинальных течений. Помещение издательства и магазина « Bardo Matrix» на так называемой Freak Street (Улица чудачеств) стало своеобразным клубом, всегда полным гостей из Америки и Европы.
После смерти в 1979 году Ангуса МакЛайза издательство, которое и в лучшие годы едва зарабатывало на существование, постепенно прекратило существование. Айра Коэн вернулся в Нью-Йорк и вплоть до своей кончины в 2011 годы продолжал оставаться видной фигурой литературного и художественного авангардного бомонда.
Издания «Bardo Matrix» в наши дни трудно найти, и они высоко ценятся среди коллекционеров. «Клуб Гролье» собрал выставку на основе коллекции известного искусствоведа и писателя Йохана Кугельберга (Johan Kugelberg). Каталог выставки подготовило известное нью-йоркское «авангардное» издательство «Boo-Hooray» (слова «Бу» и «Ура», выражают крайние эмоции – неодобрение и восторг).
А. Громов