Эта музыка будет вечной: новая жизнь пишущих машинок
Трудно поверить, но пишущие машинки органично вписались не только в материальную, но и в художественную культуру XX века. О них пишут стихи и новеллы, их изображают на живописных полотнах и графических листах, включают в инсталляции и перформансы.
И они же могут стать музыкальными инструментами, как рассказал о том искусствовед и музыкальный критик портала Colta.ru Денис Бояринов в своей лекции «Оконченная пьеса для печатной машинки», которая прошла в рамках выставки «200 ударов в минуту».
Первым мелодические возможности пишущих машинок почувствовал французский композитор Эрик Сати, еще в 1917 году включив их характерное звучание в партитуру балета «Парад», что был спродюсирован Сергеем Дягилевым, а оформлен Пабло Пикассо. В музыкальной пьесе Джона Кейджа пишущая машинка стала уже ударным инструментом, а Рольф Либерман написал симфонию, в которой именно машинка ведет главную партию. Уходя от академичности, создал веселую «Пьесу для пишущей машинки с оркестром» Лерой Андерсон.
В стороне не осталась, разумеется, и поп-культура. Стрекот пишущей машинки использовали и Билли Фьюри, и Брайан Ферри, и Мадонна. Характерные удары по клавишам слышны даже в саундтреке к легендарной киноленте «Амели».
Конечно, для включения пишущей машинки в музыку «инструмент» не обязательно выносить на сцену и эстраду. Ее звуки чаще имитируют, обыгрывают, а то и пародируют, чтобы освежить мелодический рисунок той или иной музыкальной пьесы и подчеркнуть специфику века, буквально помешавшегося на технических новинках. Получается, что, перестав с приходом компьютеров использоваться по своему прямому назначению, пишущая машинка играть свою роль в искусстве продолжает. И она, как и классические инструменты прошлого, не зависит от радиоволн, проводов или батареек – все в руках исполнителя.
По материалам сайта goslitmuz.ru