Феномен «Сирены»

В Воронеже состоялась презентация книги «Сирена. Пролетарский двухнедельник. Воронеж, 1918 - 1919». Она выпущена в «Центре духовного возрождения Черноземного края» под научной редакцией Олега Ласунского.

В известном смысле это переиздание литературно-художественного пролетарского двухнедельника «Сирена», выходившего в Воронеже на рубеже 1918 - 1919 годов.

- Я давно знал о существовании этого чрезвычайно редкого журнала, - говорит Олег Ласунский. - В Воронеже имеется всего один и очень плохой экземпляр «Сирены». Он находится в отделе редких книг библиотеки ВГУ. Я убедился, что сканировать его совершенно невозможно. А мы хотели воспроизвести журнал репринтным способом.

Воронежцы обратились в Российскую государственную библиотеку. Она просила за сканирование достаточно крупную сумму, которой у издательства не было. Тогда на помощь пришел один из крупнейших библиофилов России, председатель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. В его собрании оказались все три выпуска «Сирены» - почти в идеальной сохранности. Эти раритеты и стали основой репринтного воспроизведения на страницах книги литературного журнала.

«Сирену», наверное, можно считать одним из лучших провинциальных журналов России своего времени. На ее страницах публиковались Анна Ахматова, Александр Блок, Сергей Есенин, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Михаил Пришвин, Борис Пастернак. Создателем и редактором «Сирены» был поэт Владимир Нарбут (1888 - 1938), волею судьбы оказавшийся тогда в Воронеже. Судя по всему, Нарбут был хорошим организатором. Он направлял письма известным литераторам с предложением прислать свои сочинения для публикации в «Сирене». Владимир Иванович привлекал авторов не столько гонорарами, сколько продуктовыми посылками. В те годы дела с провизией в Москве и Петрограде обстояли куда хуже, чем на воронежской земле.

По замыслу редакционной коллегии серии «Историко-литературные памятники Воронежского края» (именно в ее рамках вышло издание), помимо репринтного повторения журнала в книге также воспроизводится его основной текст с учетом современных литературных и издательских норм. По словам Ласунского, в самом журнале в ту пору было достаточно много орфографических, пунктуационных, производственных огрехов: найти профессиональных, опытных корректоров представлялось сложным.

Выступая на презентации, профессор Алла Ботникова отметила: «Это замечательная книга, настоящий памятник полиграфического искусства. Книга богата комментариями, открыты многие псевдонимы. «Сирена» - хорошее и полезное чтение. Ни одного плохонького текста в книге нет. Видимо, у Нарбута был хороший вкус. Думаю, выход этого издания отнюдь не только явление в региональной культуре. Это, на мой взгляд, событие российского масштаба».

В разделе «Приложения» опубликованы исследования современных авторов. Олег Ласунский повествует о воронежской периодике 1917 - 1919 годов, рассказывает истории из прошлого региональной журналистики. Александр Крюков подробно описывает воронежский период в жизни Владимира Нарбута, а Тамара Дьякова делится информацией об иллюстраторах «Сирены». Удачей издания является и его оформление. Привлекает внимание обложка, выполненная художником Александром Ходюком. Книга выпущена тиражом в 1 тыс. экземпляров. По словам Крюкова, издание может послужить отправной точкой для будущих исследователей феномена «Сирены». «И Нарбут, и «Сирена» еще ждут своих исследователей», - заключил Александр Самуилович.

 

По материалам сайта газеты «Воронежский курьер»

 

« Назад