Главные московские аукционы месяца
«Магнум Арс»: Русская и западноевропейская живопись и графика XIX-ХХ веков
«Магнум Арс» — не только один из самых старых, но и один из самых солидных российских аукционных домов. К особой публичности не стремится, торги проводит нечасто, лоты подбирает тщательно. «Первые имена» найти на внутреннем рынке непросто, но на этих торгах они есть всегда. Главный русский художник (уж как к этому ни относись, с иронией или без) — Иван Айвазовский, он всеми любим, всегда востребован и всегда дорог. «Счастливое избавление», с прозрачным морем на первом плане и уходящей бурей вдали,— отличный образец (эстимейт $900 тыс.— 1,5 млн). Темпера Михаила Нестерова «Инок с медведем», хоть и крохотная, однако и по стилю, и по сюжету мгновенно опознается как работа одного из важнейших русских художников религиозно-нравственного направления ($53-60 тыс.). Чуть больше размером этюд горы Брокен — гора в Германии, на которой, по преданию, собираются ведьмы, создана Василием Поленовым буквально тремя полосами краски, в три синих тонах ($80-100 тыс.).
Перспективным можно считать большой пейзаж Семена Федорова, ученика Шишкина — хоть этот художник по сути бесконечно пишет одну и ту же композицию, но академической выучки прекрасной ($35-50 тыс.). И наконец, звезда торгов — «Портрет сенбернарской собаки» (1876 год) Николая Сверчкова — может, и не великого исторического значения, но невероятно благородный, буквально аристократический психологический портрет ($200-250 тыс.)
«Vladey»: современное русское искусство
Первый аукционный дом современного русского искусства затеян владельцем галереи «Риджина» Владимиром Овчаренко и функционирует при партнерстве GHP Group. Проходит уже в третий раз, и первые два мероприятия были — на удивление вялому арт-рынку Москвы — вполне успешными.
«Это не выставка и не биеннале,— говорит Владимир Овчаренко об аукционных лотах,— тем не менее мы тщательно отбираем работы для торгов — такие, чтобы самим не было стыдно. Источники у нас разные — коллекционеры, сами художники, даже галереи. Хочется, чтобы это было разнообразно, не похоже на других и попадало в разные ценовые категории».
Vladey во многом ориентируется на пришедших из далеких от искусства областей новых клиентов, у которых, есть минимальный бюджет, например $10 тыс., чтобы потратить на то, что нравится. Согласно разработанной Vladey концепции, такому покупателю надо предлагать не часы и не яхту, а нечто, объединяющее много достоинств разом — волнующее воспоминание об участии в торгах, инвестиционное качество и оригинальность,— каким может быть только искусство.
На торгах будет около сотни работ, общий эстимейт которых превышает €1,8 млн. Самым дорогим лотом является огромный холст Ильи и Эмилии Кабаковых «№5» из серии «Под снегом» 2004 года, оцененный в €500–600 тыс. Есть также «Полигимния» Валерия Кошлякова (€60–70 тыс.), «Коллекционер и коллекция» Олега Целкова (€40–50 тыс), «МКАД» из цикла «Рейсовый автобус» Семена Файбисовича (€80–100 тыс.). А также много гораздо более дешевых работ молодых художников — группы «ЕлиКука», Александра Дашевского, Аслана Гайсумова, Марии Сафроновой 2012–2013 годов с эстимейтами €4–8 тыс.
«Совком»: Русское и западноевропейское искусство XIX-ХХ веков
Очень заметный аукцион с общим эстимейтом до $4-5 млн. «Совком» начинал с торгов советской живописью и продавал ее много и часто; но потом политика изменилась, и теперь аукционный дом устраивает торги реже, зато включает в них классическую русскую живопись, ориентируясь на качественные и дорогие вещи. К таким относится «Свидание князя Серебряного с Еленою Морозовой» кисти Василия Верещагина (эстимейт $700 тыс.— 1,2 млн) или «Песнь весны» Леонида Туржанского ($50-80 тыс.). Но самые интересные лоты, каких не продает больше никто, у «Совкома» остались все же в разделе советской живописи. Прекрасны оригиналы иллюстраций (сделанные как станковые работы, маслом) Юрия Пименова к книжке Самуила Маршака «Хороший день», изданной в 1949 году: сплошные радость, солнце, детство (триптих оценен в $300-600 тыс.). То же настроение — в работе для обложки книги «Наша авиация», сделанной в 1939 Александром Дейнекой ($150-250 тыс.). Однако «Совком» далеко не так прост, как кажется: на аукционе будет также эротическая графика — и того же Александра Дейнеки, и Бориса Кустодиева.
«Альбион»: Старинные гравюры и карты. Печатная графика XV-XX веков
Аукцион галереи «Альбион» всегда праздник и для тех, для кого недорогое коллекционирование просто забава, и для людей посерьезнее. Виды городов, памятников архитектуры и «красот природы», невероятно забавные, лишившиеся научного смысла, но зато получившие статус модного декоративного элемента, иллюстрации из естественнонаучных энциклопедий, странички из модных журналов — эти «подарочные» разделы с оценками в пределах 5 тыс. руб. сменяются серьезными графическими листами. Например, ксилография «Сотворение Евы» была сделана для фронтисписа к Библии Мартина Лютера (1450 год, 50-70 тыс. руб.). И наконец — самая знаменитая гравюра великого сатирика и гуманиста Жака Калло «Искушение святого Антония» (1635), в которой черти и прочая нечисть измываются не над грешниками, а друг над другом (300-350 тыс. руб.).
«Кабинетъ»: Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии
Это не самые крупные торги для аукционного дома, собравшие тем не менее более трех сотен лотов. Среди них большая подборка плакатов и лубочных картинок периода Первой мировой войны, столетие которой сейчас вспоминает Европа и Россия (эстимейты 13-16 тыс. руб.), фотографии семьи императора Александра III, советские агитационные и киноплакаты — например, к фильму «Летят журавли» Михаила Калатозова или к «Снегурочке» Павла Кадочникова (до 5 тыс. руб.). Один из немногих дорогих лотов — альбом гравюр «Живописное и военное путешествие Вилленберга из Пруссии в Россию в 1812 году. Литографии Альберта Адама» (575-650 тыс.руб.).
По материалам сайта kommersant.ru