Из истории новогодней открытки

История новогодней открытки в России насчитывает более ста лет. В конце XIX века это были, в основном, рождественские поздравления. Сегодня открытка – из числа предметов, нужность которых необходимо объяснять. Ведь речь идет не о поздравительном сообщении в телефоне или невыразительной картинке в электронном ящике. Написание открыток от руки – часть этикета, которым неплохо бы владеть. Эти правила хорошего тона по сотням тысяч открыток изучают члены Московского клуба филокартистов.

Свою коллекцию открыток Виктор Луткин начал собирать в 45-м перед самым окончанием войны. Сегодня у него их около двухсот тысяч. Особое место занимают новогодние и рождественские открытки дореволюционной России. Тогда они были настоящими произведениями искусства и становились частью интерьера. В коллекции есть и репродукция первой рождественской открытки. Ее выпустили в Англии в 1843 году.

«Рождественское поздравление англичане посылали друг другу и раньше, однако эта открытка стала первой в мире предназначенной на продажу. Было отпечатано 1000 экземпляров открыток, за каждую покупатель платили ровно шиллинг», - рассказывает председатель Московского клуба филокартистов Виктор Луткин.

Тех, кто увлечен открытками, можно встретить не только в Московском клубе филокартистов, но и на блошином рынке. Филокартист и филателист с пятидесятилетним стажем - Галина Папсуева, говорит, что сегодня много молодых художников, которые создают открытки.

«У них свое видение мира, я бы сказала, фантастичное. Сейчас особенно молодые художники, у них летающие фигуры парящие, невероятные лица, большие щечки, в общем, что-то необычное…», - отмечает Галина Папсуева.

Расцвет советской новогодней открытки пришелся на 60-е. Медвежата, зайчики, Снегурочки – герои открыток, нарисованных Каневским, Зарубиным, Четверяковым, до сих пор популярны. Фотооткрытки Ивана Дергилёва в Советском Союзе печатались миллионными тиражами. Единственный автор открыточных сюжетов, он до последнего занимался именно фотокомпозицией.

«Придумал даже такую фишку, раскручивал старинные объективы и внутрь, между старинными стеклами, клал какую-нибудь мишуру, чтобы она как-то расплавлялась, такой вот эффект. Он был первый, кто применил в композиции подсвечник со свечой. Свечи были запрещены, он гордился, что прорвал какие-то запреты», - говорит дочь И. Дергилева, художник Алена Дергилева.

Дочь Алена продолжает творческие традиции династии Дергилёвых. Помимо станковой живописи и графики, рисует открытки. Говорит, эта простая вещь передает настроение и, главное, доходит до адресата.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад