Как на Руси учили читать по Псалтири и Часослову

Широко известно утверждение, что грамоте на Руси обучались по Псалтири и Часослову, но это сложные богослужебные книги, и на буквари они не похожи. «Аз-буки-веди» по ним не освоишь. Действительно, как обучали грамоте в старину? От XI-XV веков до нас не дошло ни одного букваря или азбуки. А ведь Древняя Русь была государством грамотных людей, которые читали книги, писали летописи и жития, вели личную переписку. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней книжные памятники и многочисленные берестяные грамоты, которые археологи находят везде, где они могли сохраниться в природных условиях. Так по каким учебникам осваивали русичи славянскую грамоту?

Реконструировать обучение грамоте на Руси мы можем, исходя из традиции церковно-приходского воспитания детей, заложенной ещё в X веке при киевском князе Владимире Святославиче, распорядившемся отдавать отпрысков «нарочитой чади» — детей знатных и богатых людей в церковные школы.

Представим, что в каждой русской семье ребёнка по воскресеньям и праздникам водили в храм, где с года до семи лет он успевал выучить наизусть звучавшие на церковных службах тексты молитв и песнопений, в том числе псалмов, без которых не обходятся ни вечерняя, ни утренняя службы. Затем в семь лет, когда завершается младенческий возраст и дитя становится отроком, священник или дьякон обучал чадо азбуке. Подобные азбуки — списки букв в алфавитном порядке — найдены на стенах многих древних храмов, даже таких великолепных, как София Киевская и София Новгородская.

После азбуки церковные учителя переходили к »складам», заставляя детей складывать буквы в слоги: «буки-аз — ба», «веди-аз — ва». Складам обучали, используя расходный писчий материал — бересту и »церы» — буковые или липовые дощечки, покрытые воском. На восковых дощечках буквы и склады процарапывали острой палочкой, а затем легко стирали — заглаживали написанное по воску, а берестой не дорожили, она всегда была под рукой. Так осваивалась начальная грамота.

И только после этого будущим грамотеям доверяли Псалтирь и Часослов, которые были в каждом храме. В них содержались тексты церковных служб и песнопений, которые с рождения посещавший церковь ребёнок уже знал наизусть. В этих книгах из букв, только что вложенных в сознание ребёнка, на глазах у ученика складывались давно знакомые, хранимые цепкой детской памятью слова. Сначала тексты дети разбирали, узнавая буквы и составляя слоги, потом многократно прочитывали, и, наконец, запоминали слова и предложения, как китайцы запоминают иероглифы — сразу и целиком. А если в Псалтири были картинки, а Часослов украшали нарядные буквицы и заставки, то учение шло ещё веселее и увлекательней.

Обилие найденных археологами в культурных слоях средневековья берестяных писем, авторами которых были люди разных сословий, не только мужчины, но и женщины, и дети, свидетельствует о том, что грамотность на Руси была обычным явлением не только для знати. А большое число читателей создавало потребность в книгах, которых на Руси, согласно реконструкциям историков, уже в XI-XIII веках было создано более пятидесяти тысяч.

Так что каждый русский грамотей после букв и складов продолжал свой путь к просвещению по Псалтири и Часослову.

Обучение чтению по Псалтири в Древней Руси легко представить себе, когда видишь рукописную Псалтирь конца XIII — первой половины XIV века из собрания Николая Петровича Румянцева в Российской государственной библиотеке. Книга очень красивая, она написана на пергамене — листах из тонко выделанной телячьей кожи. Рукописный текст создан уставом — особым красивым и чётким почерком, который можно сравнить с современными печатными буквами. Каждый стих псалма начинается с написанной красной краской строки, и первая буква стиха тоже выведена красной краской — киноварью. Эту необыкновенно яркую и стойкую краску делали из сурьмы, растворённой в вишнёвом клее и разведённой водой. Вот с каких древних времён ведёт своё происхождение наше расхожее выражение — «написать с красной строки».

Начало каждого псалма украшает заглавная буквица, которую ещё называют «инициал». В Румянцевской Псалтири, как будто специально для развлечения ученика, буквицы имеют причудливую форму: образы драконов, змей, смешных человечков проступают в их начертаниях. А ещё в этой Псалтири есть изящные картинки — древнерусские книжные миниатюры. Их одиннадцать, и каждая изображает создателя псалмов — царя Давида, обращающегося с молитвой к Богу. Такие миниатюры настраивали учащихся на серьёзный лад и возвращали его мысли к «почитанию книжному», как говорили на Руси.

Трудно вообразить, скольких людей эта Псалтирь сделала грамотными, но побывала она в сотнях рук, и зачитана была настолько, что первые восемь листов утратились, многие буквицы истерлись, красные киноварные буковки выцвели. В книге множество пометок и приписок, это читатели на протяжении веков оставляли в ней свои впечатления. Современный читатель тоже может попробовать свои силы в чтении Псалтири, тем более что текст её не устарел, его по-прежнему читают в церкви, и современные издания этой книги немногим отличаются от древней рукописной Псалтири.

А теперь взглянем на древнерусский Часослов XIV века, хранящийся в Российской национальной библиотеке. Он тоже написан на пергамене и переплетён в доски, обтянутые кожей. Это древний переплёт, от которого родилась поговорка — прочитать книгу «от доски до доски». Все буквы в тексте Часослова чёткие, ясные, прямые, выписанные коричневыми чернилами. Чернила изготавливали из «нарочито ржавого железа», смешанного с вишнёвым клеем — клейким соком вишнёвого дерева, и за многие века они почти не выцвели и не поблекли. Такие буквы легко разобрать ученику, только что выучившему азбуку.

Этот Часослов называют Софийским, потому что некогда он принадлежал знаменитому Софийскому собору в Великом Новгороде. В этом соборе, построенном в 1050 году по повелению Крестителя Руси великого князя Владимира Святославича, издревле располагалась школа обучения грамотности, о чём свидетельствуют древние настенные надписи-граффити с изображением азбуки. Надписи относят к XI и XII векам. А Софийский Часослов создан позднее — в XIV веке, и он использовался для учёбы маленьких новгородцев. Есть в Часослове запись о том, что прежде эта книга принадлежала Новгородскому Антониеву монастырю. Возможно, её здесь и написали, поскольку монастыри на Руси имели книгописные мастерские, где монахи-переписчики изготавливали книги для храмов и частных заказчиков.

Софийский Часослов создан с большим мастерством. Он написан красивейшим уставом, особенно хороши его буквицы-инициалы, в которых прорисованы фантастические звери и сказочные существа. Интересно взглянуть на листы, чтобы, подобно юному русичу, попытаться разобрать текст Часослова. Очевидно, что и через семьсот лет мы сможем прочитать текст и понять, что в нём написано.

 

По материалам сайта rsl.ru

 

« Назад