Как сибирскому Левше Анатолию Коненко в жизни пригодилось умение создавать микропроизведения искусства
Сургут, в рамках фестиваля «ТехноАрт», организованного Центральной библиотечной системой, с мастер-классами посетил первый омский художник – микроминиатюрист Анатолий Коненко. Автор самого маленького книжного издания размером 0,1 на 0,1 мм, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, рассказал «Сургутской трибуне», как знания и умения в такой необычной области, как искусство под микроскопом, пригодились ему для развития отечественной медицины в 90-е годы прошлого столетия.
– Анатолий Иванович, когда встречаешь человека, который занимается чем-то очень необычным и нестандартным, сразу хочется задать ему два вопроса – зачем он это делает и как это может пригодиться в реальной жизни?
– Я художник, и в начале своей карьеры рисовал и обычные картины. Стало интересно, смогу ли нарисовать что-то миниатюрное, а потом начал понимать, что это вообще непросто. Не получалось подобрать кисть и краски, например. Что-то нарисуешь в миниатюре, а потом рассматриваешь под микроскопом, и вместо хоть какого-то изображения видишь песчинки красок. А потом оказалось, что микроискусство очень популярно, как среди коллекционеров, так и в научной среде.
В 90-е годы в Омске была офтальмологическая больница, где делали операции на глаза. Люди, которым лечение было необходимо, – были, хорошие врачи – были, а инструментов и расходных материалов не хватало. И это касалось не только Омска, в других регионах были подобные проблемы. Вот в нашей больнице, например, было очень мало хрусталиков. Главврач ездил в Москву и получал их очень ограниченное количество. Такая же проблема была и с микрохирургическими инструментами, например скальпелями для глаз. Размер лезвия там – полтора-два миллиметра. Естественно, они одноразовые, очень быстро заканчивались. Так вот, когда я стал немного известным, ко мне обратились за помощью.
– Долго занимались изготовлением таких инструментов? Удалось запатентовать свои изобретения, сохранить авторское право?
– Около 10 лет. Это была очень интересная и сложная работа. Я советовался с учеными, какой лучше материал использовать, ходил на заводы, чтобы научиться некоторым вещам. В итоге изготавливал инструменты тысячами, стерильно упаковывал и даже рассылал по разным городам. Потом стали появляться заводы – и необходимость в такой ручной работе пропала.
Патентовать я ничего не стал – не захотел тратить время. Да и решил, что эти мои разработки очень нужны в медицине, поэтому пусть ими пользуются без каких-либо преград.
Секретные материалы
– Расскажите, как так получилось, что вы стали заниматься микроминиатюрами и микрокнигами?
– Когда начал этим заниматься, я понятия не имел, что миниатюрные книги – это уже давно существующее направление в мире. По образованию я архитектор и художник, интересовался живописью, любил писать картины вне работы. Стало интересно: вот я же могу написать большую картину, а смогу ли написать маленькую? Стал пробовать – оказалось очень непросто. Непонятно, какую выбрать кисть, какие краски, на какой бумаге. Получилось спустя много попыток.
– Получается, вы используете специальную бумагу и краски? Что это за материал?
– Да, материалы, которые я использую, – необычные, а их состав – секрет. Скажем так – это мое изобретение. Когда мои данные заносили в Книгу рекордов Гиннесса, пришлось раскрыть секрет. Но никто пока по этой технологии не смог изготовить что-то подобное. Могу рассказать, что для сшивания страниц я использую нить тутового шелкопряда – она очень прочная – и очень тонкую медицинскую иглу. Причем эта игла без ушка. Получается, что я не прошиваю, а иглой делаю нужное количество дырочек и в них продеваю нить. Можно сказать, ювелирная работа.
Библиотека в маковом зернышке
– Можно подробнее про книги?
– Я все-таки сделал миниатюрный портрет Пушкина и подумал, что один портрет – это неполная композиция. Решил дополнить книжечкой. Она у меня получилась. Полноценная книга, со страницами и без текста. Книжка – и рядом портрет Пушкина, получилась композиция. Закрыл это в стеклянную коробку и понес на выставку. Все стали интересоваться, а есть ли там текст. Я решил соврать и сказал, что текст есть, но доставать из стеклянной упаковки книгу нельзя – изделие хрупкое. Потом стали журналисты интересоваться, предлагали открыть книгу и сфотографировать.
– Пришлось написать в книге текст?
– Стал думать: просто написать на странице текст мелким шрифтом у меня не получалось. Но методом проб и ошибок, я понял, что для этих целей можно использовать технологию офорта. Страничка получилась! И я положил ее рядом в с той книгой, якобы все страницы в ней такие. А потом узнал, что в нашем городе живет специалист по миниатюрным книгам, и пошел к нему за советом. Все узнал и сделал книгу меньше самой маленькой, что была у него в коллекции. Это был роман «Евгений Онегин» размером 22 на 28 мм – полный текст с авторскими иллюстрациями. Книга стала популярна среди коллекционеров, пришлось изготовить 200 экземпляров Онегина. Потом я решил сделать самую маленькую книгу в мире – 0,9 на 0,9 мм. Чтобы вы понимали, такая книга помещается в маковое зернышко, как в шкатулочку. С этой книгой я попал в Книгу рекордов Гиннесса.
– В каком году это было и почему вы решили делать книги еще меньше, уже побив рекорд?
– Это было в прошлом веке – в 1997 году. Получается, я уже сам с собой соревновался и отвечал себе на вопрос: а смогу ли я еще меньше сделать. После в маковом зернышке я сделал библиотеку и поставил туда книжки размером 0,1 на 0,1 мм. Невооруженным глазом ее, конечно, не видно.
– Как долго готовится миниатюрная книга?
– По-разному. Можно и полтора года работать над изделием, если это что-то авторское и много иллюстраций. Но, в принципе, что-то простое с небольшим количеством иллюстраций можно собрать за пять-семь дней, включая переплет.
Анатолий Коненко является автором концептуального издания поэмы Данте «Божественная комедия». Это издание размером 0 на 0 мм и у нее есть сертификат о том, что книга существует на уровне веры. – Когда была презентация этого издания, я пригласил философов и математиков, где они объясняли, что ноль в математике – это очень хитрая и интересная штука. Книга издана на двух языках – русском и староитальянском. Находится она в футляре, у каждой главы свой отсек. На каждом отсеке золотая пластиночка, на ней очень маленький фианит, а на верхней грани этого фианита золотой шарик окружностью меньше человеческого волоса. И вот на этом шарике, на верхней его части написано название главы, – рассказал Анатолий Коненко.
По материалам сайта stribuna.ru