«Казаки по опушке раскидали немцам пушки» — издательство «Пашков дом» выпустило репродукции плакатов «Сегодняшнего лубка»
Издательство «Пашков дом» к столетию начала Первой мировой войны публикует репродукции плакатов известного авангардного объединения «Сегодняшний лубок». Из двадцати двух работ, выпущенных в 1914 году и хранящихся в РГБ, выбраны двенадцать за авторством Аристарха Лентулова, Казимира Малевича и Владимира Маяковского, составившие ядро художественной продукции объединения.
О деятельностииздательства «Сегодняшний лубок»известно немного. Его образовали художники-новаторы в Москве в августе 1914 года. Кроме трех указанных художников, в группу авангардистов входили Илья Машков (под псевдонимом Иван Горскин), Давид Бурлюк и Василий Чекрыгин.
Работы группы создавались не в индивидуальной манере, а в едином графическом стиле, поэтому произведения «Сегодняшнего лубка» легко узнать. При изменении графической манеры, художники сохранили реалии, ситуации, композиционные приемы старого военного лубка. Здесь есть вся «поэтика» батальной картинки: солдаты, протыкающие оружием своих противников насквозь, оторванные головы, русский солдат-силач и баба-великанша.
Обращают на себя внимание интерес художников к военным эпизодам и в ряде случаев вполне объективная их стихотворная трактовка Маяковским — объединение возникло в первые месяцы войны, когда патриотические настроения захлестнули общество и разочарование еще не успело охладить пыл первых побед.
Можно предположить, что причины неожиданного завершения деятельности «Сегодняшнего лубка» кроются не в технических или экономических проблемах, с которыми столкнулись молодые авторы, а в принципиальной внутренней позиции художников, которую четко сформулировал Маяковский: «Вплотную стал военный ужас. Война отвратительна».
Объединение просуществовало недолго, прекратив свою деятельность в начале ноября 1914 года, однако эстетика плакатов-лубков определенным образом изменила вкусы и взгляды современников, даже породив попытки подражания, а в дальнейшем повлияла на графический стиль отечественного оформительского искусства и нашла продолжение в советском политическом плакате.
По материалам сайта РГБ