Художник русского зарубежья Леон Зак впервые показан в России
«Русский парижанин» Леон — Лев Васильевич — Зак (1892–1980) хорошо известен во Франции: о нем написаны монографии, картины художника хранятся в парижском Музее современного искусства, в лондонской галерее Тейт, в Королевском музее Брюсселя и других известных собраниях. В современной России Зак не выставлялся ни разу.
Разносторонние таланты Леона Зака как декоратора, оформителя, книжного иллюстратора, скульптора, резчика, керамиста, поэта проявились еще в России, но в полную силу раскрылись уже в эмиграции после 1920 года. До этого Зак жил и работал в Москве, Петрограде. Затем во Флоренции, Берлине, Париже и других городах Франции. Похожий путь прошли многие его современники — художники и поэты Серебряного века.
Зак родился в купеческой еврейской семье, дед художника был одним из учредителей первой московской синагоги. Леон окончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Московского университета, рисовать и выставляться начал еще в гимназические годы. В 1910-х он работал вместе с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, участвовал в выставках «Московского товарищества художников», выставлялся вместе с мирискусниками, делал рисунки для журнала «Золотое руно». Как поэт и литературный теоретик он был отцом-основателем и главным идеологом авангардного объединения «Мезонин поэзии» и в течение нескольких лет издавал одноименный альманах.
В 1920 году Зак с женой через Крым отплыл в Константинополь, оттуда — во Флоренцию, затем — в Берлин. В 1920-е работал в Берлине для «Русского романтического театра» Б. Г. Романова. Именно это и помогло ему начать на Западе карьеру художника: балетные декорации и костюмы русского эмигранта высоко оценили в немецкой прессе, и он получил контракт с берлинской галереей Flechteim, которая в то время держала филиалы в Кёльне, Дюссельдорфе, Франкфурте и выставляла П. Пикассо, Жоржа Брака, Хуана Гриса, А. Дерена.
Лишь в 1923 году художник очутился в Париже — городе, куда он стремился все эти годы. Уехавшему из Советской России еврею без особых связей получить французскую визу в то время было очень не просто. В Париже Зак продолжил карьеру балетного сценографа, работая для труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей и для ряда других постановок.
И все же в предвоенные 1930-е годы Зак и его семья, по воспоминаниям дочери, постоянно находились на грани глухой нищеты. Художнику приходилось браться за самые разные заказы: он делал эскизы для шелковых платков, выдувал декоративные статуэтки из стекла. Но не прекращал заниматься живописью. В 1920-х писал лаконичные, выполненные в монохромной гамме вещи: городские пейзажи, портреты, жанровые сцены.
В послевоенные годы Леон Зак обратился к жанру лирической абстракции, которой оставался верен до конца своей жизни. Он не возвращался более к фигуративной живописи. В одном из своих текстов Зак очень удачно сформулировал суть произошедшей с ним перемены: «Я никогда не был художником-реалистом. Формы — человека или другие существующие в природе — всегда были для меня лишь поводами для создания на полотне более или менее поэтической атмосферы, той атмосферы, которая соответствовала моему глубинному “я”. Я шел к способу выражения все более и более лаконичному, когда визуальный объект служил лишь толчком, вызывающим на полотне бурю ритмов и красок. Наконец, я осознал, что остающиеся в моих картинах последние следы внешнего мира стали не нужны и вместо того, чтобы обозначить, они мешают этому обозначению. Таким образом, нефигуративное искусство, существовавшее и до меня, родилось для меня и во мне как созревший плод из всего моего прежнего опыта художника… Картина перестала быть зеркальным изображением лица, она сама стремится стать лицом. Лицо человека (по крайней мере, в моем представлении) есть экспрессия тайны и жизни, которая происходит внутри человека и над ним».
В середине 1950-х к Леону Заку приходит призвание. У него появляются постоянные почитатели, коллекционеры и галеристы. Начиная с 60-х годов выставки следуют одна за другой, как во Франции, так и за рубежом, за полвека жизни в Европе у художника прошло более пятидесяти выставок. Мастер работает не покладая рук. Он открывает свое ателье, занимается скульптурой, резьбой по камню, делает витражи для соборов, иллюстрирует книги. Самой крупной из состоявшихся при жизни Зака выставок стала большая ретроспектива в Музее современного искусства города Парижа (1977).
С юных лет и до самой своей смерти Зак писал стихи и тексты. В 1970 году под псевдонимом «М. Россиянский» он выпустил в Мюнхене сборник избранных стихотворений «Утро внутри (1913–1970)». Рукописи художника хранятся в Библиотеке филологического факультета Еврейского университета в Иерусалиме.
На первой выставке Леона Зака в Москве центральной частью экспозиции стали девять живописных абстракций. Именно беспредметными работами, оригинальными и таинственными, художник стал известен в Европе. Также, на выставке представлены портреты и жанровая композиция 1930-х, литографии и книжная иллюстрация. Дополняют экспозицию архивные фотографии.
Представленные на выставке холсты и книги происходят из пяти московских частных собраний. Из пятнадцати холстов на продажу выставлено лишь шесть, а цены на эти работы назначены в диапазоне от $15 000 до $25 000.
По материалам сайта artinvestment.ru