Кистью пишет историю
В марте известному художнику Филиппу Федоровичу Махонину исполнилось 85 лет
В деревне Спасск Шацкого района в 1929 году в крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Филиппом. Кроме него, в семье было еще четыре старших сестры. Детские воспоминания на десятилетия врезались в память будущего художника, хотя он прожил в деревне всего пять первых лет свой жизни.
В начале тридцатых годов семья Махониных переехала в Среднюю Азию и обосновалась в Таджикистане, в г. Сталинобаде (ныне г. Душанбе). Смена жизни и быта повлияла на художественное мышление мальчика, который впоследствии отметил, что «…детство прошло в экзотическом солнечном Таджикистане. Горные кишлаки, снежные вершины гор, бурные речки с ледяной водой. Яркие, пестрые восточные базары, своеобразные полосатые одежды и чалмы таджиков… Причудливая вереница воспоминаний детства до сих пор вдохновляет меня на создание картин о Востоке».
Жизнь сильно изменилась с началом Великой Отечественной войны. В Душанбе эвакуировали многих литераторов, искусствоведов, художников, музыкантов. В местном театре стали выступать артисты ведущих театров страны. Приехавшие художники организовали студию для студентов и школьников. В ней юный Филипп и получил первые уроки живописи. После войны художественную студию преобразовали в художественное училище. Здесь проводились ежедневные занятия по рисунку и живописи, но общеобразовательных дисциплин не было, поэтому среднее образование приходилось получать в вечерней школе рабочей молодежи. После ее окончания в 1948 году Филипп Махонин стал студентом графического факультета Вильнюсского художественного института, но через год решил перевестись в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина на графический факультет, в котором он обучался в мастерской под руководством А.Ф. Пахомова. Дипломной работой Филиппа стали иллюстрации к повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Перед началом работы над дипломом и поездкой в Сталинград студент-дипломник съездил в Киев, где жил Виктор Платонович, и познакомился с ним. Через полгода писатель, будучи в Ленинграде, посетил мастерскую молодого художника, посмотрел рисунки и дал им высокую оценку.
В 1956 году на киностудии «Ленфильм» по мотивам повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» был снят художественный фильм, получивший название «Солдаты» (режиссер А.Г. Иванов). Виктор Платонович пригласил совсем еще молодого художника на просмотр картины, где тот познакомился с народным художником СССР Юрием Непринцевым. Эта встреча запомнилась Филиппу на всю жизнь. Впоследствии военная тема на долгие годы стала главной в творчестве Махонина.
После окончания института молодой художник часто выступал в качестве оформителя и иллюстратора книг, выходивших в Ленинградском и Московском отделениях издательства «Детская литература». В течение ряда лет было издано около 40 книг с рисунками Махонина.
– Среди авторов, с которыми я сотрудничал, мне бы хотелось назвать Валентина Пикуля. Мы познакомились с ним еще молодыми, когда я был аспирантом, а он писал книгу «Океанский патруль» о военных караванах из Англии. Помню, как он сидел за пишущей машинкой, а перед ним на стене висел чертеж – разрез эсминца по борту. По этому чертежу Валентин Савич сверял передвижения своих героев по кораблю, чтобы не перепутать, кто куда бежит. На полках у него стояло огромное количество папок с биографиями исторических лиц. Я оформлял автобиографическую книгу Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками», в которой рассказывается о школе юнг Балтийского флота, размещавшейся на Соловецких островах, – вспоминает Филипп Махонин.
Нельзя не сказать о книге известного ленинградского библиофила В.А. Петрицкого «Свет в джунглях», иллюстратором которой выступил Филипп Федорович. Повесть посвящена жизни и деятельности замечательного человека, лауреата Нобелевской премии, философа, музыканта, врача Альберта Швейцера, в 1913 году основавшего на собственные средства больницу для африканцев в небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, ныне Габонская Республика). Эта книга, вышедшая в Ленинградском отделении издательства «Детская литература» в 1972 году, впоследствии была переведена на немецкий, эстонский, румынский и чешский языки.
Занимаясь книжной графикой, Филипп Федорович зачастую работал над рисунками или гравюрами очень маленького размера, требующими тщательной проработки. Это явилось почвой для возникновения интереса к малым графическим формам – экслибрису, книжному знаку. Как художник-экслибрисист Махонин получил большую известность во всем мире. Его произведения участвовали во множестве выставок как в нашей стране, так и за рубежом. Сегодня махонинские экслибрисы хранятся во многих частных коллекциях и музеях, многократно воспроизводились в журналах, газетах, книгах и каталогах.
Особую известность получил знак «Из книг, спасенных в блокаду», выполненный для ленинградского художника и поэта Леонида Осиповича Мисюка. Он двенадцатилетним мальчишкой вытащил из развалин квартиры, разрушенной бомбой, уцелевшие книги и из последних сил перевез их на санках домой.
Кроме книжной графики, Махонин работал и в области станковой графики. Первой его работой в этом направлении стал цикл рисунков на сюжеты песен Великой Отечественной войны под общим названием «В дни войны». Позже последовал триптих «Сталинградцы», где Филипп Федорович, помимо черного, использовал и красный цвет, применив его для написания текста по краю боковых гравюр. Одной из последних картин на военную тему стала гравюра «Петергофский десант», посвященная подвигу десанта, сформированного в Кронштадте из моряков Балтийского флота и высаженного в октябре 1941 году в районе Нижнего Ново-Петергофского парка. На гравюре изображен бой моряков-десантников с фашистами среди знаменитых фонтанов Петергофа. Ныне полотно находится в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда.
Художник отражает в своих работах реалии жизни, черпая свои сюжеты из тех или иных событий. После полета Ю.А. Гагарина в космос Махонин написал несколько работ, одна из которых названа «Накануне». На ней изображен первый космонавт, стоящий на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому и задумчиво глядящий в звездное небо.
Филипп Федорович говорит, что «…в последние полтора десятка лет стал уделять больше внимание живописи маслом. Начал с показа пейзажей и участия в художественных лотереях (которые тогда регулярно проводились)... Графика отошла на второй план. А потом, после выхода на пенсию, стал заниматься только живописью. Как в графике, так и в живописи стали постепенно складываться направления, определенные циклы работ. Одно из направлений – это пейзажи родной стороны. Ведь я родом из рязанской деревни, и природа средней России, ее поля, пригорки, леса и тропинки – все это родное».
Любит работать Махонин и над натюрмортами, на которых, как страстный любитель леса, изображает трофеи «тихой охоты» – грибы и ягоды. В 2006 году в Туле вышел из печати настенный календарь на 2007 год «Родные картинки» с репродукциями пейзажей Махонина.
Сегодня Филипп Федорович – признанный авторитет, член Союза художников СССР (позже – РФ) с 1956 года, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Помимо многочисленных работ в области искусства, Филипп Махонин прекрасно владеет пером, его публикации регулярно появляются на страницах различных изданий.
Геннадий Мельничук,
председатель Шацкого краеведческого общества, историк-архивист, член Союза писателей России,
Наталья Степанова,
кандидат технических наук,
член Союзов журналистов и краеведов России,
Санкт-Петербург – Рязань – Шацк
По материалам сайта газеты «Рязанские ведомости»