Книжные опыты американского фотографа
Известный американский фотограф Билл Вестхаймер (Bill Westheimer), он же художник, скульптор, путешественник, заядлый велосипедист и вообще «чокнутый», как его зовут в художественной среде, постоянно экспериментирует.
О своей главной страсти – фотографии, он говорит: «Я считаю, что искусство должно задавать вопросы, а не давать ответы. У фотографии есть одна проблема: она показывает то, что существует. Это слишком буквально на мой вкус. Моя задача состоит в том, чтобы представить зрителю знакомые привычные вещи с неизвест ной стороны, задать вопросы и начать диалог со зрителем.»
Б. Вестхаймер автор более двух десятков «фотокниг», участник многих фотовыставок во всех концах света, лауреат множества премий. Сошлемся здесь лишь на его книгу «Руки», в которой представлены черно-белые фотографии более ста пар рук различных людей. Удивительно, но эти руки говорят о людях не хуже портретов. Книга имела большой успех.
В последнее время фотограф много работает с техниками 19-го века. Его любимый «рабочий инструмент»: камера- обскура (простейшее устройство с очень малым отверстием вместо объектива, позволяющее получать фотоизображение). Другой рабочий прием мастера – техника фотограммы (получение изображения контактным фотохимическим способом, т.е. без фотоаппарата). «Без вмешательства пленки и линзы я раскрываю фундаментальную природу самой сущности», говорит Б. Вестхаймер. Надо заметить, что «старинные» техники и технологии сегодня очень популярны среди фотографов, ищущих новые художественные средства воз действия на зрителей.
Одновременно с увлечением «стариной» Б. Вестхаймер является большим энтузиастом новых цифровых технологий. Его последние творческие эксперименты относятся к технике создания книг на трехмерных (3D -) принтерах. (Трехмерный принтер позволяет получать физические объекты путем их послойной реализации.) Им создано уже свыше двух десятков 3-D «книг». Мы поставили кавычки, поскольку книгами, на наш взгляд, творения Б. Вестхаймера можно назвать весьма условно.
Обратимся к самой сложной по исполнению «книге»Б. Вестхаймера с понятным (и приятным) для нас названием: «Россия», с подзаголовком «Загадка». На ее создание мастера по его словам вдохновило высказывание У.Черчилля: «Россия – это за гадка, завернутая в тайну, которая сама по себе есть великая загадка». Миниатюрная книга, а точнее пять мини-книг вложенных одна в другую наподобие «русской матрешки», исполнена на трехмерном принтере из специального прозрачного резиноподобного полистирола. Одна из книг исполнена с красной обложкой. В последней, пятой, миникниге содержится мини-флэшка с текстом о России.
В 2014 году мастер исполнил мини-книгу «Шекспир в одном томе». На этот раз его творение имеет зримые обложки, а сам томик помещен в исполненную на все том же 3D-принтере коробочку. На мини-флешке помещен текст всех произведений Шекспира.
Что являют собой «книжные» творения Б. Вестхаймера? Стремление создать нечто оригинальное, но не имеющее никакого отношения к книге, или нащупывание новых перспектив книгоиздания, когда книга становится более чем просто текс том, но мультимедийным продуктом? (Форма, в которую будет заключен этот продукт отходит здесь на второй план.) Ближайшее будущее даст ответ на поставленный вопрос, тем более, что в современном мире опытов, подобных «книжным» опытам Б. Вестхаймера, производится предостаточно.
Александр Громов
По материалам зарубежных сайтов