Книжные памятники РНБ. Топ 100. Евангелие апракос полный («Полоцкое Евангелие»). Кон. XII – нач. XIII в.
Богослужебное Евангелие, написанное в начале XIII века древним типом письма устав на пергаменных листах, содержит чтения на каждый день года для произнесения в храме.
Некоторые чтения отсутствуют из-за утраты отдельных листов в середине и в конце книги – текст обрывается на страстной неделе. На многих листах приписаны чтения из Апостола. Два листа из этой книги хранятся в Российской Государственной библиотеке (шифр: Унд. 962). Рукопись украшена заставками и инициалами старовизантийского типа. Исконный переплет книги не сохранился, имеющийся переплет относится ко времени не ранее XVIII века.
Памятник замечателен имеющимися на его листах записями о княжеских вкладах в XIV веке в Троицкий монастырь в Полоцке. Следовательно, изначально рукопись принадлежала этому полоцкому монастырю. Он находился за рекой Полотой и был сожжен до основания в 1579 г. в ходе осады Полоцка Стефаном Баторием на последнем этапе Ливонской войны. Рукопись дошла до наших дней, значит к моменту гибели монастыря ее там уже не было. Однако документально история рукописи в последующие века не прослеживается. Книга поступила в Императорскую Публичную библиотеку (ныне Российская национальная) в 1852 г. в составе собрания М. П. Погодина. Рукопись считается древнейшей сохранившейся в почти полном объеме книгой, бытовавшей на территории современной Белоруссии.
Среди упомянутых на листах рукописи вкладчиков в Троицкий монастырь наиболее известен великий князь Андрей Ольгердович. Княжа в Полоцке в 1342–1377, 1381–1387 и 1393–1399 гг., он сделал этот город своей столицей. Известна его грамота 1399 г. о пожаловании Троицкому монастырю бобровых гонов на реке Зване. На л. 126 рукописи, очевидно, являвшейся наиболее ценной книгой в монастыре, читается памятная запись об этом пожертвовании. Литовский князь из рода Гедеминовичей, Андрей Полоцкий оставил заметный след в русской истории. Он был участником сражения с золотоордынским войском на реке Воже в 1378 г., а в 1380 г. стал одним из самых известных героев Куликовской битвы, выступив союзником московского князя Дмитрия Ивановича вместе со своим братом Дмитрием Ольгердовичем Брянским.
Андрей Полоцкий как князь-рыцарь воспет в «Задонщине» – выдающемся произведении древнерусской литературы, созданном по образцу «Слова о полку Игореве» и посвященном Куликовской битве: «О, соловей, летняя птица, вот бы тебе, соловей, пеньем своим прославить великого князя Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича, и из земли Литовкой двух братьев Ольгердовичей, Андрея и брата его Дмитрия да Дмитрия Волынского! Те ведь – сыновья Литвы храбрые кречеты в ратное время и полководцы прославленные, под звуки труб из пеленали, под шлемами лелеяли, с конца копья они вскормлены с острого меча вспоены в Литовской земле.
Молит Андрей Ольгердович своему брату: “Брат Дмитрий два брата мы с тобой, сыновья Ольгердовы, а внуки мы Гедиминовы, а правнуки мы Сколомендовы. Соберем, брат, любимых панов удалой Литвы, храбрых удальцов, и сами сядем на своих борзых коней и поглядим на быстрый Дон, напьемся из него шлемом воды, испытаем мечи свои литовские о шлемы татарские, а сулицы немецкие о кольчуги басурманские!” И сказал ему Дмитрий: “Брат Андрей, не пощадим жизни своей за землю Русскую, и за веру христианскую, и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича! Уже ведь, брат, стук стучит и гром гремит в белокаменной Москве. То ведь, брат, не стук стучит, не гром гремит, то стучит могучая рать великого князя Дмитрия Ивановича, гремят удальцы русские золочеными доспехами и червлеными щитами. Седлай, брат Андрей, своих борзых коней, а мои уже готовы – раньше твоих оседланы. Выедем, брат, в чистое поле и сделаем смотр своим полкам, – сколько, брат, с нами храбрых литовцев. А храбрых литовцев с нами семьдесят тысяч латников”«.
Полоцкое Евангелие является не только одним из древнейших кириллических памятников, но источником сведений, относящихся к последующим векам, как, например, драгоценное упоминание о князе-воине, герое судьбоносной для России Куликовской битвы.
Евангелие апракос полный. - Кон. XII - нач. XIII в. - 170 + IV л. ; 1º (32 x 24) см.
По материалам сайта nlr.ru