Книжные памятники РНБ. Топ 100. И. А. Крылов «Модная лавка: комедия в трех действиях» 1807 г.
Широкой читательской аудитории Крылов известен, прежде всего, как баснописец. В то же время один из первых биографов со слов самого писателя пишет: «Дух авторства прежде всего проявился у Крылова в драматическом роде». Для начала из-под пера будущего великого баснописца появилась комическая опера «Кофейница». Петербургский типограф Брейткопф оценил ее в 60 рублей. Начинающий автор попросил на эту сумму дать ему книг. За «Кофейницей» последовали комедии и оперы: «Сочинитель в прихожей», «Американцы», «Проказники», запрещенная цензурой «Подщипа».
Комедия «Модная лавка» (1806) принесла Крылову первую известность и успех. Актер и педагог И. А. Дмитревский познакомил молодого драматурга с писателем и руководителем императорского театра А. А. Шаховским.
В его доме и состоялась читка новой комедии в исполнении автора. Вскоре пьеса была поставлена – в ней блистательно играли комические актеры В. Ф. Рыкалов, А. Е. Пономарев и др. Список первых исполнителей представлен в настоящей книге. После премьеры Крылова стали приглашать на собрания литераторов, в столичные салоны. Он вошел в кружок А. А. Шаховского, Г. Р. Державина, стал почти членом семьи в доме А. Н. Оленина. «Модная лавка» жила в репертуаре петербургского и московских театров несколько десятилетий. Пьеса привлекала своей сценичностью, острыми комедийными ситуациями, живым диалогом.
В баснях многие отмечали его «простодушие». На самом деле, он в жизни был философом. В зрелом возрасте его не покидало ощущение противоестественности существующего порядка вещей, которое он и отражал, прежде всего, в комедиях. И в «Модной лавке» он высмеивает нелепость барских затей. Не случайно главные персонажи пьесы носят фамилию Сумбуровы. Бессмыслице поведения высшего класса он противопоставляет здравый мужицкий смысл, сообразительность крепостной девушки Маши.
Казалось бы, все знают с детства Крылова. На самом деле, его биография мало известна. Трудно представить, что мальчик Крылов находился во время восстания Пугачева в осажденном Оренбурге и подвергался немалой опасности. Странно читать, что впервые он приехал в Петербург тринадцатилетним «канцеляристом». В 1794 г. стал профессиональным карточным игроком и был выслан из Москвы. А уже в 1801 г. он – правитель дел канцелярии князя С. Ф. Голицына в Риге. В 1812 г. Крылов приходит по приглашению А. Н. Оленина в Императорскую библиотеку. Здесь он служит поначалу в должности помощника библиотекаря, позже библиотекаря – тогда это были значительные должности. В то же время он репетирует с актерами свои пьесы, является популярным автором-исполнителем.
Театру И. А. Крылова посвящена целая книга М. А. Гордина и Я. А. Гордина (М., 1983). Его пьесы и сейчас появляются на сцене. Особенно часто обращаются театры к «Уроку дочкам» (1807). «Модная лавка» была поставлена в 1949 г. в Московском Театре им. Моссовета Юрием Завадским. Главную роль в спектакле играла Фаина Раневская.
Модная лавка: комедия в трех действиях / [Соч.] И.Крылова. – Санктпетербург: Театральная тип., 1807. – [4], 156 с.; 16 см.
По материалам сайта nlr.ru