Книжные памятники РНБ. Топ 100. Киево-Печерский патерик. 1406 г.

Киево-Печерский патерик — это первый и самый известный из оригинальных русских патериков и вместе с тем одно из наиболее популярных произведений древнерусской литературы (в настоящее время исследователям известно более 200 списков памятника). Патерик представляет собой свод рассказов об истории Киево-Печерского монастыря, о его подвижниках и святынях. История формирования памятника относится κ первой трети XIII в., когда в переписке двух печерских пострижеников — Владимирского епископа Симона и монаха Поликарпа — возникает первый цикл патериковых сказаний. Однако поначалу памятник не имел жесткой структуры, его рассказы переписывались в том или ином составе в четьих сборниках. Первая дошедшая до нас редакция Киево-Печерского патерика как сборника особого состава, включающего также и Житие преподобного Феодосия Печерского, была составлена по инициативе епископа Тверского Арсения в начале XV в.

Святитель Арсений (канонизированный Макарьевским собором в 1547 г.) был пострижеником Киево-Печерского монастыря и занимал Тверскую кафедру в 1390—1409 гг. Он принадлежит к числу крупнейших исторических деятелей Древней Руси эпохи Куликовской битвы. «Арсеньевская» редакция патерика имеет определенную идейно-политическую установку, соответствующую эпохальному мироощущению периода активной борьбы против монголо-татарского ига: в ней подчеркнуто значение Киево-Печерского монастыря как общерусского духовного центра.

Настоящая рукопись, созданная в 1406 г. в Твери при тверском великом князе Иване Михайловиче по личному повелению епископа Арсения (о чем свидетельствует выходная запись писца на л. 202)), является древнейшим из дошедших до нас списков Киево-Печерского патерика.

В Публичную библиотеку книга поступила в 1865 г. из собрания ржевского купца, коллекционера и библиофила Е. В. Берсенева.

Киево-Печерский патерик. — 1406 г. — Тверь. — 4° (22,5—22,8 × 17,7—18,2). 202 л. — Пергамен. Устав. Текст в два столбца. Заставка балканского типа — контур киноварью с заполнением красками. Киноварный контурный инициал тератологического типа. Заголовки и инициалы киноварные. Запись киноварью рукой писца о создании книги в 1406 г. при тверском князе Иване Михайловиче по замыслу тверского епископа Арсения. Переплет XVIII в. — доски в коже с тиснением. — Инв. № 155.

Рукописная книга форматом в четвертую долю листа, написана на пергамене типом письма устав, текст в два столбца. Украшением книги служат заставка балканского типа, выполненная киноварью и красками, и киноварный инициал тератологического стиля. Переплет XVIII в. — доски в коже с тиснением.

 

По материалам сайта nlr.ru

 

« Назад