Книжные памятники РНБ. Топ 100. Лицевая рукопись «Палея толковая» XIV в.
Палея (от греческого “παλαιός” — древний, ветхий) — памятник древнерусской литературы, в котором излагаются события Священной истории от сотворения мира до эпохи царей Давида и Соломона. Повествование Палеи основано главным образом на текстах книг Ветхого Завета, но имеет множество дополнений: отдельные его эпизоды восходят к Шестодневам Иоанна экзарха Болгарского и Севериана Гавальского, к Христианской Топографии Космы Индикоплова, к библейским апокрифам и Физиологу. В древнерусской традиции существует несколько разновидностей памятника, — Палея Толковая, очевидно, старшая из них. Ее особенность состоит в том, что рассказ о библейских событиях сопровождается здесь пространными толкованиями и религиозно-полемическими комментариями, направленными против иудеев.
Рукописная книга из фондов Российской национальной библиотеки является наиболее ранним иллюстрированным списком памятника.
У исследователей нет общего мнения о времени составления Палеи: древнейшие дошедшие до нас рукописи датируются XIV веком, однако в это время памятник, несомненно, уже занимал важное место в репертуаре чтения приобщенных к книжной культуре древнерусских людей. Позднее в рукописной традиции получили широкое распространение лицевые (то есть украшенные иллюстрациями) Палеи. Их ряд открывает рукопись новгородского происхождения, созданная в конце XIV столетия.
Книга написана на пергамене крупным уставом (типом письма, характерным для русских рукописей XI–XIV веков) в два столбца. На первом листе помещен большой киноварный инициал плетеного орнамента, заголовки и малые инициалы выполнены киноварью с заполнением контуров желтой и синей красками. Пять полихромных миниатюр в начале книги иллюстрируют жизнеописание Адама и Евы. На л. 3 об. изображены Адам и Ева, нарекающие имена животным: здесь (вопреки библейскому тексту, где это событие предшествует сотворению женщины) праотец и праматерь вместе представлены сидящими на облаке в окружении зверей и птиц. В сюжетах остальных миниатюр воплощена история грехопадения: Господь вводит Адама и Еву в рай; змей искушает Еву; Адам и Ева, устыдившиеся своей наготы; Древо жизни, охраняемое огненными херувимами; изгнание из рая.
Исследовательница древнерусской живописи О. С. Попова оценивает миниатюры новгородской Толковой Палеи как примитивные (в сравнении с другими образцами книжного декора того времени), однако связывает их происхождение с кругом знаменитого византийского художника Феофана Грека, работавшего в Новгороде в 1370-х гг. Они обнаруживают стилистическую близость фресковому письму: манера их исполнения отличается экспрессивностью, широтой и обобщенностью.
Эти особенности обусловлены влиянием на книжную миниатюру новгородских храмовых росписей XIV века (выполненных Феофаном и другими художниками, вдохновленными его работами).
Рукопись дошла до нас в составе книжного собрания Санкт-Петербургской Духовной академии и с 1919 г. хранится в Публичной библиотеке (ныне РНБ).
Палея толковая : Лицевая рукопись. - XIV в. - 278 л. ; 1º (28 x 21) см.
По материалам сайта nlr.ru