Книжные памятники РНБ. Топ 100. «Malleus maleficarum» 1494 г.

Malleus maleficarum («молот ведьм» или более точный перевод «молот злодеев») – один из важнейших средневековых документов, связанных с историей ведовских процессов XIV-XVIIвв. Впервые опубликованный в 1486 г. трактат оказал колоссальное воздействие как на практику преследования ведьм, так и на общественное сознание. В течение последующих полутора столетий «Молот ведьм» выдержал 28 изданий в Германии (15), Франции (11), Италии (2) – невероятное количество для произведений такого рода, – что безусловно подтверждает авторитетность трактата.

Возникновение этого демонологического сочинения связано с антиведовской буллой «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), подписанной папой Иннокентием VIII 5 декабря 1484 г., которая не только провозгласила необходимость уничтожения колдовства, одобрив все действия инквизиции по искоренению ведьм, но и наделила чрезвычайными инквизиторскими полномочиями немецкого монаха-доминиканца Генриха Крамера – будущего автора «Молота ведьм». Получив одобрение папы, Крамер активно приступил к борьбе с ведьмами и в 1485 г. провёл судебный процесс в Инсбруке, но проиграл, и обвиняемые им женщины были освобождены. Именно это поражение и послужило поводом к созданию знаменитого трактата. «Молот ведьм» был написан в 1486 г. и опубликован в Шпейере в типографии Петера Драха. Соавтором Крамера (латинизированный вариант имени – Инститорис) в издании указан Якоб Шпренгер, инквизитор и декан Кёльнского университета, хотя современные исследователи ставят под сомнение его непосредственное участие в работе над трактатом. Вполне возможно, что Крамер использовал имя Шпренгера для придания своему труду большей значимости и более официального характера; той же цели послужило включение вышеупомянутой папской буллы в состав предисловия к трактату.

«Молот ведьм» состоит из трех частей, что вполне соответствует обычной структуре традиционного средневекового жанра теологического свода или «суммы». Первая часть («О трёх силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о Божьем попущении») носит теоретический характер и построена в форме ответов на вопросы (quaestio). С последовательным изложением аргументов «за» и «против» авторы трактата доказывают существование колдовства, объясняют, что следует считать чародеянием, и почему женщины легче попадают под воздействие чёрной магии.

Вторая часть («О способах колдования и о том, как таковое можно снять») посвящена различным колдовским практикам: наведению порчи, болезней, обращению человека в зверя, лишению способности к деторождению и т.д. Кроме того, во второй части изложены способы устранения колдовских чар.

Третью часть трактата («Способы искоренения или, по крайней мере, наказания ереси подлежащим духовным или светским судом») можно назвать настоящей инструкцией по судебному делопроизводству. Авторы разрабатывают подробнейшее руководство, как должен быть организован судебный процесс над ведьмой, какие пыточные приёмы следует применять в ходе судебного разбирательства и как следует выносить приговор.

Аннотируемая книга из фонда РНБ представляет собой экземпляр третьего издания «Молота ведьм», который прежде принадлежал библиотеке Соборной гимназии Гальберштадта и до настоящего времени считался утраченным.

Экземпляр полный, снабжён многочисленными рукописными пометами на латинском и немецком языке XV-XVI вв. К числу интереснейших особенностей экземпляра относится также кожаный с тиснением переплёт книги, крышки которого подклеены с внутренней стороны пергаменными листами богослужебной рукописи XV в.

Institoris H. Malleus maleficarum. - Nürnberg : Anton Koberger, 17.III.1494. 4° (Генрих Инститорис, Якоб Шпренгер. Молот ведьм. Нюрнберг: Антон Кобергер, 17.III.1494. - 454 л. ; 4°).

 

По материалам сайта nlr.ru

 

« Назад