Книжные памятники РНБ. Топ 100. Н. Г. Спафарий «Хрисмологион» 1673 г.

Хрисмологион (в переводе с греческого языка «собрание пророчеств») — религиозно-политический трактат, обращенный к русскому царю Алексею Михайловичу. Его автор — Николай Гаврилович Спафарий-Милеску (1636–1708) — видный дипломат, политический деятель и писатель XVII в. Сын валашского боярина греческого происхождения, он получил всесторонне образование в Константинополе и в Италии, после чего находился на дипломатической службе при молдавском и валашском господарях. В 1671 г. он приехал в Москву, где благодаря высоким рекомендациям смог занять должность переводчика при Посольском приказе. В России Николай Спафарий приобрел большой авторитет не только как переводчик, владеющий несколькими европейскими и восточными языками, но и как ученый и писатель — автор политических и философских сочинений, вошедших в круг придворной литературы.

Богато декорированный и украшенный одиннадцатью роскошными иллюстрациями список Хрисмологиона был изготовлен в 1673 году и преподнесен царю Алексею Михайловичу.

В начале 1670-х гг. при Посольском приказе по инициативе возглавлявшего его боярина Артамона Матвеева создается целый ряд подобных памятников. Это книги светского содержания, предназначенные для царского дома и поэтому «издававшиеся» всего в нескольких «экземплярах»: знаменитый Царский Титулярник, Василиологион, Книга о сивиллах и мн. др. Николай Спафарий принимал в их составлении самое деятельное участие. Эти сочинения, как правило, имеют в своей основе переводы и компиляции из различных греческих и западноевропейских источников. К такого рода памятникам принадлежит и Хрисмологион. В литературном наследии Спафария это сочинение оказалось самым востребованным и распространенным (в настоящее время известно более 40 списков).

Тема трактата — история христианского мира и особая роль России как последнего православного царства. Эта концепция утверждается в толковании двух известных пророчеств. Первое из них восходит тексту библейской Книги пророка Даниила.

Вавилонский царь Навуходоносор видит во сне истукан, имеющий голову из золота, грудь и руки из серебра, бедра из меди, а ноги из железа и глины; Даниил, растолковывая сон, предрекает восхождение и падение четырех великих царств: Вавилонского, Персидского, Греческого и Римского (на иллюстрациях в рукописи они символически изображены в виде льва, медведя, четырехглавого барса и морского зверя). После падения земных монархий утвердится нерушимое царство Божие. Второе пророчество, приписываемое византийскому императору Льву IV, повествует о «русом роде», который придет с Севера, чтобы восстановить в Константинополе попранную завоевателями христианскую веру. «Русый род» автор трактата отождествляет с Россией, возлагая тем самым на московского царя мессианскую роль исполнителя божественных пророчеств.

Изящно оформленный подносной экземпляр Хрисмологиона был создан в книгописной мастерской Посольского приказа. Текст написан каллиграфическим полууставом рукой писца старца Маркела; в начале книги помещены две орнаментальные заставки в красках с золотом. Живописные миниатюры выполнены на пергаменных листах и вшиты в рукопись. Над ними работал один из наиболее известных художников своего времени Иван Максимов, ученик знаменитого «царского изографа» Симона Ушакова. По наблюдению искусствоведа В. Г. Ченцовой, эти миниатюры обнаруживают близость в иконографии к иллюстрациям греческой рукописи, созданной в венецианской мастерской книгописца Георгия Клонцаса (эта параллель подкрепляется и текстуальной близостью русского сочинения к тексту греко-венецианской книги).

Рукопись, представляющая собой уникальный памятник русской литературной культуры и книжного искусства XVII столетия, дошла до нас в составе Эрмитажного собрания и c середины XIX в. хранится в Публичной библиотеке (ныне РНБ).

Спафарий Н. Г. Хрисмологион : Лицевая рукопись. - 1673 г. - 290 л. ; 1º (39,5 x 24,5) см.

 

По материалам сайта nlr.ru

 

« Назад