Книжные памятники РНБ. Топ 100. Н. С. Арцыбашев «Рогнеда или Разорение Полоцка» 1818 г.

Интерес к самому началу российской государственности, личности князя Владимира Святославовича и крещению Руси всегда был очень велик не только у историков, но и религиозных деятелей, политиков, деятелей искусств. Легенда о княжне Полоцкой и Владимире, тем более, привлекательна. Речь идет именно об исторической легенде, т. к. существует немало противоречий между изложением событий в «Повести временных лет», «Лаврентьевской летописи», «Тверской летописи» и других древних источниках.

Николай Сергеевич Арцыбашев (вариант фамилии: Арцыбушев) был увлечен древнерусской историей, опубликовал в журнале «Вестник Европы» ряд исторических статей, а также книги: «О первобытной истории» (1809), «Приступ к повести о русских», «Повествование о России (1838-1943)». Повесть «Рогнеда или Разорение Полоцка» впервые напечатана в журнале «Северный вестник» (1804) и не вызвала сочувствия у критиков. А его замечания на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина и вовсе вызвали бурю возмущения в журналах.

Арцыбашев выступал с позиции точного следования русским летописям, однако сам им не следовал в своей повести о Рогнеде. Арцыбашев вопрошает, почему рука его «не владеет кистию сына Фингалова» (то есть Оссиана-Макферсона)? «Почто не одушевляет восторга моего пламя Гомерова?». Очевидно, автор писал не столько историческое сочинение, сколько поэму в прозе. Его стиль нарочито возвышенный, полный метафор. Лексика полна архаизмов. Вот пример его художественной манеры: «Как гордый дуб среди бунтующих вихрей, неподвижен средь них обнаженный герой. Быстро вращает он меч убивственный, -- отрубленные члены летают вокруг него». Как и положено в романтической поэме, образ главного персонажа, то есть Владимира Красное Солнышко, максимально идеализирован.

Если летописи свидетельствуют о его большой жестокости и дикости (по крайней мере, до крещения), то у Арцыбашева князь великодушен и милосерден даже во время боя. «Великодушие, жалость, любовь к человечеству, заменяют тотчас ярость военную в чувствительном сердце Владимира... Глас ревности утушается в душе его гласом сострадания». Опечаленный, он удаляется в свой шатер, и все убийства родных Рогнеды совершают другие. Естественно, об изнасиловании своей будущей второй жены нет и речи. Его сподвижник Рахтай находит княжну и передает из рук в руки Владимиру драгоценную ношу. Заметим также, что сама история покорения Полоцка и строптивой Рогнеды - она первоначально отказала Владимиру и оскорбила его, напомнив, что он – сын рабыни (наложницы), а позже пыталась заколоть во сне - занимает в повести только двадцать последних страниц.

Разумеется, каждый художник имеет право на свое видение. Вслед за Арцыбашевым история Рогнеды была отражена в поэмах И. Алякринского (1936), А. Амфитеатрова (1892), И. Автономова (Лос-Анджелес, 1988) и даже в современном романе в стиле фэнтези О. Григорьевой («Колдун» (1999)).

Окончание повести «Рогнеда или Разорение Полоцка» О Рогнеде написана опера А. Серова и балет А. Мдивани, сняты пять фильмов с 1911 по 2016 г. Имеет смысл сравнить раннюю версию драматической истории и современные трактовки.

Арцыбашев Н. С. Рогнеда или Разорение Полоцка / Сочинение Николая Арцыбышева. - Санктпетербург : в типографии Департамента народнаго просвещения, 1818. - 109, [1] с. ; 12° см.

По материалам сайта nlr.ru

« Назад