Книжные памятники РНБ. Топ 100. Сборник, содержащий «Повесть Мартирия Зеленецкого». Сер. XVII в.

Четий сборник, внешне ничем не примечательный, был создан в середине XVII века и бытовал в демократической читательской среде. Об этом свидетельствуют имеющиеся на листах рукописи записи с упоминанием прежних владельцев: Архип Михайлов из Олонца, Иван Голованов, монахиня старица Фомаида. Несмотря на типичность, историко-культурное значение рукописи чрезвычайно велико, так как она сохранила единственный дошедший до нас список уникального произведения древнерусской литературы – Повести Мартирия Зеленецкого об основании Троицкого Зеленецкого монастыря.

Преподобный Матририй Зеленецкий родился в Великих Луках и принял постриг в великолуцком Троицком монастыре. В 1565–1570 гг. он основал Троицкий монастырь на Зеленецком острове среди болот в Тихвинском уезде. Умер Мартирий в 1603 г., оставив «памятцу вкратце», обращенную к своему духовнику старцу Досифею, который должен был хранить этот текст втайне и передать братии монастыря только после смерти основателя. Мартирий рассказал о главных событиях своей жизни и обстоятельствах основания монастыря.

Прежде всего, это видения и знамения, укрепившие его в намерении основать монастырь и обозначившие сакральное место для обители. Мартирий описывает эти события искренне, со множеством бытовых и психологических деталей. Целый ряд сюжетных эпизодов превращается в повесть, не лишенную литературной занимательности, хотя создавался текст, несомненно, как документ. Это духовная исповедь основателя монастыря. Обычно исповедь совершалась в устной форме, и то обстоятельство, что текст был записан, придает рукописи особую ценность. Она сохранила для нас откровенный рассказ русского человека XVI века – рассказ, сохранивший черты разговорного стиля повествования и теплую искренность поучения-завещания игумену-преемнику и монастырской братии. Очевидно, Мартирий позаботился о своем духовном завещании заранее, задолго до того времени, когда он мог почувствовать приближение кончины. Судя по отразившимся реалиям, текст был создан в период 1570-1595 гг., ознаменованный активной деятельностью Мартирия по укреплению и обустройству монастыря. Безыскусные и искренние рассказы Мартирия о реальных и мистических событиях изобилует фактическими подробностями, и это представляло интерес для читателя не только в монашеской среде. На листах манускрипта сохранились пометы искушенного читателя, который отметил отсутствие источников этого текста, тем самым подчеркнув самобытность и уникальность произведения.

Произведение Мартирия уникально – его можно считать первой в русской литературе автобиографией, предшествовавшей известным автобиографическим житиям писателей-старообрядцев: инока Епифания и протопопа Аввакума. Авторская рукопись Мартирия до нас не дошла. Единственный список, сохранившийся в этом сборнике, датируется 40-50-ми гг. XVII века и сделан спустя несколько десятилетий после смерти автора. В конце текста читается приписка дьяка «Зеленой пустыни», что позволяет отнести манускрипт к рукописной традиции Троицкого Зеленецкого монастыря.

Во второй половине XVII века Повесть послужила фактической основой для составления Жития Мартирия Зеленецкого. Сборник, в составе которого сохранилась автобиографическая Повесть Мартирия Зеленецкого, введен в научный оборот Ф. И. Буслаевым, который обнаружил и впервые опубликовал текст Повести, отметив описание видений Мартирия как ценное свидетельство проявления эстетического созерцательного чувства средневекового человека. Рукопись поступила в Императорскую Публичную библиотеку (ныне Российская национальная) в 1893 г. в составе собрания Ф. И. Буслаева.

Сборник. - Серед. XVII в. - I + 268 л. ; 8º (15,5 x 10) см.

По материалам сайта nlr.ru

« Назад