Книжные памятники РНБ. Топ 100. «Сборник» втор. пол. XV в.
Рукописная книга форматом в четвертую долю листа, написана на мануфактурной вержированной бумаге с водяными знаками (Виноград, Корона, Буква Р, Бык) типом письма полуустав, несколькими почерками. В тексте тонкие киноварные орнаментированные инициалы. Переплет XVII в. — доски в коже с тиснением.
Книга содержит комплекс статей с толкованием важнейших понятий христианства, Индекс истинных и ложных книг, Житие Григория Омиритского, правила монашеские, Послание Феогноста Студита (XIV в.) о молитвенном правиле, Устав скитского жития, правила о причастии, Главы Исихия Иерусалимского (V в.) о трезвении и молитве, Седмичные молитвы Кирилла Туровского, слова о крестном знамении, ряд выписок. В целом состав сборника — это тексты для индивидуального монашеского правила.
В книге имеется рукописный экслибрис игумена Досифея — основателя Соловецкой библиотеки, специально заказывавшего в Новгороде переписку книг для монастыря. Однако этот сборник, принадлежавший Досифею, не зарегистрирован ни в одном из трех прижизненных перечней книг, вложенных им в монастырь. Очевидно, это была личная келейная книга Досифея, сопровождавшая его в многочисленных поездках и поступившая в монастырскую библиотеку только после его смерти (после 1514 г.).
Две позднейшие записи на листах рукописи свидетельствуют о том, что в Соловецком монастыре первым владельцем книги считали старца Германа — одного из основателей Соловецкого монастыря, вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Запись скорописью XVII в. гласит: «Книга Геръман монастырская старая» — другим, позднейшим почерком добавлено: «лета 6968 (1460 г.)». Со ссылкой на эту запись уже в XIX в. написано: «Книга Германа, современника преп. Зосимы. См. подпись на первой стран. Подпись сделана в 1460 году». Действительно, Досифей некоторое время жил в одной келье со старцем Германом, записывал с его слов рассказы о Зосиме и Савватии для составления их жизнеописания и мог унаследовать келейную книгу Германа. Однако позднейшие записи доказательством этого служить не могут, так как в первой записи имя «Герман» исправлено из «Герван», следовательно, запись отмечает не принадлежность книги, а ее название по одному из памятников в ее составе, а именно, Житию Григория («Герван») Омиритского. Но если книга и не принадлежала старцу Герману, значение ее этим не умаляется.
Не случайно книга имеет на переплете нанесенный белой краской номер (67), который соответствует номеру в перечне самых ценных рукописей Соловецкой библиотеки, составленном членом Археографической комиссии Я. И. Бередниковым в 1834 г., — этот перечень стал началом научного изучения монастырского собрания. Рукопись чрезвычайно важна для истории монашеской жизни. Ее состав показывает, например, что скитский устав использовался в общежительном монастыре для келейного правила. Седмичные молитвы Кирилла Туровского характеризуют покаянное келейное монашеское правило в XV—XVI вв.
Сборник. — Втор. пол. XV в. — 4º (18,9 × 13,5; л. 76 — 14,7 × 10,3). VIII + 208 л. — Полуустав нескольких почерков. Киноварные орнаментированные инициалы. Переплет XVII в. — доски в коже с тиснением. На л. 20 рукописный экслибрис игумена Досифея. — Инв. № 890.
По материалам сайта nlr.ru