Книжные памятники РНБ. Топ 100. «Синодик» кон. XVII — нач. XVIII в.
Рукопись форматом в лист написана на мануфактурной бумаге с водяными знаками (Лилия, Перевязь и др.) полууставом одним почерком и роскошно декорирована. На многих листах текст вписан в гравированные заставки-рамки двух видов: с вписанным раскрашенным изображением Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном и с вписанным раскрашенным изображением Иисуса Христа. Гравюра имеет подпись: «Тщанием и иждивением монаха Фотия. Лета 7203‑го года (1695 г.) знаменил и резал Леонтий Бунин».
Помимо этого, в книге имеются заставки-рамки старопечатного стиля с элементами поморского орнамента и вписанными изображениями евангельских сцен и святых, красками с применением твореного золота и серебра и др.). Крупные орнаментированные инициалы старопечатного стиля. Текст на л. 77—128 проиллюстрирован 100 миниатюрами, выполненными водорастворимыми красками, на многих миниатюрах с применением твореного золота и серебра. Киноварные заголовки и инициалы. Текст и иллюстрации очерчены двойной киноварной рамкой. Переплет — доски в коже с тиснением. Обрез украшен золотым тиснением.
Книга принадлежит к тому типу синодиков, который принято называть «литературным».
Кроме поминаний, она содержит цикл назидательных повестей о тщете земной жизни, пользе покаяния и поминовения усопших. Характерным примером является входящая в книгу Повесть о посаднике Щиле, созданная в XV в. История о новгородском посаднике-ростовщике, гробница которого из-за его грехов провалилась сквозь землю и постепенно появлялась из преисподней по мере того, как совершались заупокойные службы в сорока церквах, заказанные его сыном, — была весьма популярна в читательской среде. Миниатюры этой рукописи интересны тем, что сочетают традиционную повествовательность композиций с явными попытками передать пространственную перспективу.
Рукопись поступила в Публичную библиотеку в 1830 г. составе собрания графа Ф. А. Толстого.
Синодик. — Кон. XVII — нач. XVIII в. — 1º (44,5 × 31). — 136 + XXIV л. — Полуустав. Текст вписан в гравированные заставки-рамки. Гравер Леонтий Бунин, дата 1695 г. Заставки-рамки старопечатного стиля с элементами поморского орнамента и вписанными изображениями евангельских сцен и святых, красками с применением твореного золота и серебра. Крупные орнаментированные инициалы старопечатного стиля. 100 миниатюр, выполненных водорастворимыми красками. Киноварные заголовки и инициалы. Переплет — доски в коже с тиснением. — Инв. № 548.
По материалам сайта nlr.ru