Книжные памятники РНБ. Топ 100. «Трифоновский сборник». Кон. XIV в.
Рукописный сборник, составленный в конце XIV – начале XV веков в Пскове, содержит церковные правила, слова и поучения, обращенные к православному духовенству и мирянам. Свое название книга получила по имени одного из владельцев — священноинока Трифона, который вложил ее в Новгородский Видогощинский монастырь (об этом обстоятельстве сообщается в записи на первом листе рукописи). Трифоновский сборник, впервые ставший предметом внимания исследователей — историков и филологов — более столетия назад, является ценнейшим источником для изучения духовной и религиозной культуры Руси XV века.
XV столетие в русской истории ознаменовано не только значительнейшими государственными событиями — освобождением от трехсотлетнего татаро-монгольского ига и окончательным объединением русских земель вокруг Москвы. Оно также принесло существенные перемены в духовной и религиозной жизни русских людей. Их свидетельством являются религиозно-полемические выступления и споры, которые захватывали не только представителей церкви, но и мирян (это, например, так называемая «новгородско-псковская ересь», которую советские историки не вполне правомерно соотносили с западноевропейской Реформацией, или более поздняя полемика «иосифлян» и «нестяжателей»).
Главный предмет этих споров можно определить, как вопрос о «способе» спасения души в загробной жизни. Такое внимание к этой стороне христианского культа было вызвано (по мнению исследователя А. И. Алексеева) нарастанием эсхатологических ожиданий. Согласно древним пророчествам, Страшный суд должен был наступить по истечении 7000 лет существования мира. В Древней Руси, где счет лет велся «от сотворения мира», приближение конца света ожидали в скором времени (по современному летоисчислению — в 1492 г.).
Под влиянием этих переживаний в массовом религиозном сознании изменяется представление о спасении души. В предшествующую эпоху было распространено убеждение, что по милости Божией спасение будет даровано всем, принявшим истинную веру и отвратившимся от ересей. Теперь в ожидании приближающегося Страшного суда утверждается идея о том, что спасение должно быть заслужено, и путь к нему лежит через покаяние и молитву. Именно в это время получают широкое распространение такие религиозные практики, как исповедь и церковное поминовение усопших.
Трифоновский сборник — один из самых ранних литературных памятников, в которых последовательно утверждается новый взгляд на путь спасения души. В его составе 92 статьи, надписанные именами греческих отцов церкви (Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, Василия Великого) и русских святых (Кирилла Туровского, Феодосия Печерского). К числу сочинений, в которых наиболее ярко отразилась смена представлений о содержании духовной жизни православного христианина, следует отнести «Предьсловие честнаго покаяния», «Слово о лживых учителех», канонический трактат «Власфимия».
Рукопись представляет значительный интерес и как памятник книжного искусства. Кодекс состоит из пергаменных и бумажных листов, текст написан особым типом письма — мелким «русским» полууставом. Эти специфические особенности характерны исключительно для русских рукописей рубежа XIV и XV вв. Книгу украшают красочные заставки тератологического стиля и многочисленные инициалы неовизантийского, тератологического и плетеного орнаментов. В языке рукописи отмечаются псковские диалектные особенности.
Книга дошла до нас в составе Библиотеки Новгородского Софийского собора и с 1919 г. хранится в Публичной библиотеке.
Сборник слов и поучений. - Псков, Кон. XIV в. - 130 л. ; 1º (28 x 22) см.
По материалам сайта nlr.ru