Книжные памятники РНБ. Топ 100. Житие Иоанна Златоуста. Кон. XV в.
Житие Иоанна Златоуста — патриарха Константинопольского (ум. в 407 г.), автора литургии, знаменитого христианского оратора, богослова — памятник византийской агиографии, являющийся пространной компиляцией разнородных источников. На славянский язык это Житие переведено еще в Х в. в Болгарии и рано стало известно на Руси. В рукописи оно представлено в редакции, составление которой приписывается Георгию Александрийскому. Использование листа другой рукописи в качестве форзаца для нового переплета. Запись об изготовлении нового переплета рукописи в 1683 году. Житие рассказывает о юношеских годах Иоанна, первых опытах аскезы, о становлении Иоанна как оратора и известности о его проповедях в Антиохии, о поставлении патриархом Константинопольским, об интригах церковных иерархов, в результате которых Иоанн Златоуст был осужден и изгнан из Константинополя. Генетически восходящее к позднему эллинистическому роману, Житие являлось не только поучительным, но и увлекательным чтением.
В книге находится рукописный экслибрис священноинока Досифея, которым он отмечал принадлежащие ему книги. Это одна из тех книг, которые были вложены им в Соловецкий монастырь и составили первоначальное ядро знаменитой Соловецкой библиотеки. Эту книгу активно читали, так что ее исконный переплет пришлось заменить. В книге имеется запись скорописью о том, что новый переплет изготовлен в 1683 г. Это очень редкий случай фиксации даты переплета, важный не только для истории рукописи, но и для исследования книжного дела в Соловецком монастыре. Украшение рукописи: киноварная заставка с инициалом. Любопытно и то, что при изготовлении переплета в качестве форзацев были использованы листы старых рукописей. Одна из них — хозяйственный документ, письмо старцу Александру с просьбой прислать несколько мер ржи для помола. Упоминаемые в этом фрагменте имена (архимандрита Варфоломея, келаря Савватия, дьячка Симона) переносят в бурную атмосферу 60‑х гг. XVII в., когда соловецкая братия решительно выступила против церковных нововведений патриарха Никона. Записка написана в период назревания соловецкого восстания (1668—1676 гг.) и адресована одному из лидеров оппозиции — соборному старцу Александру Стукалову. Учитывая тот факт, что значительная часть соловецкого архива погибла при разгроме монастыря, этот фрагментарно сохранившийся при переплете документ весьма важен. Другая рукопись, использованная в качестве форзаца, оказалась фрагментом списка XVI—XVII вв. «Хождения игумена Даниила» — древнейшего (нач. XII в.) русского описания паломничества в Святую землю. Лист из «Жития Иоанна Златоуста». Кон. XV в. Книга поступила в Публичную библиотеку в 1928 г. в составе Соловецкого собрания (фонд 717).
Житие Иоанна Златоуста. — Кон. XV в. — 4º (20,3—21,0 × 14,5). I + 194 л. — Полуустав одной руки. Киноварные заставка-полоска и инициал растительного орнамента. Переплет 1683 г. соловецкий — доски в коже с тиснением. На л. 1 скорописью запись с датой переплетения рукописи. На л. 2 рукописный экслибрис игумена Досифея. — Инв. № 191.
Рукописная книга форматом в четвертую долю листа написана на вержированной бумаге с водяными знаками (Кувшинчик) полууставом, одним почерком. Рукопись украшает киноварная заставка-полоска и инициал. Переплет 1683 г., сделан в Соловецком монастыре — доски в коже с тиснением.
По материалам сайта nlr.ru