Книжные торги «Кабинета» 13 ноября. Краткие итоги

В аукционном доме «Кабинетъ», что в Центральном Доме Художника, при традиционно полном зале прошли букинистические торги «Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии». Без особых усилий и почти без баталий «Кабинетъ» наиграл лучшую для себя статистику по книжным торгам в 2013 году: с молотка ушли 53 % лотов  (228 из предложенных 428), а суммарный результат составил 61 % от среднего суммарного эстимейта. Выручка торгов составила без 12 тысяч — 20 миллионов рублей. Торговались больше в зале: туда ушла примерно половина проданных лотов. Около 40 % лотов приобрели покупатели по телефонам. И только 10 % ушло по заочным ставкам.

Первый нешуточный торг случился за лот 35 — «Путеводитель в Москве», изданный в 1824 году Сергеем Глинкой по французскому первоисточнику г. Лекуанта де Лаво, с иллюстрациями Д. Аркадьева, выполненными в технике резцовой гравюры. При эстимейте 270–350 тысяч рублей двое телефонных покупателей подняли цену молотка до 875 тысяч рублей. Еще один путеводитель по Москве — но уже на немецком языке и издания 1928 года (лот 346) — также превысил эстимейт. При оценке 24–30 тысяч он достался телефонному покупателю за 44 тысячи рублей.

От одного букинистического аукциона к другому в «Кабинете» наблюдается повышенный спрос на лоты определенной тематики. И это не только какие-то специфические книги, но и, например, старинные открытки или лубки времен Первой мировой войны. Кстати, торг за лубки был, пожалуй, самым ярким моментом вчерашних торгов. На кону — стринг из 15 лубочных картинок (в основном карикатур) 1914–1915 годов с общим эстимейтом 205–326 тысяч рублей (лоты 231–245). В разных углах зала — двое соперников, готовых отчаянно биться за них. Торг каждый раз стартовал с 13–15 тысяч рублей, и каждый раз цена улетала вверх, невзирая на эстимейт. В первый раз остановились на 70 тысячах, во второй — на 75, в третий — на 80 тысячах рублей. Один соперник каждый раз осторожно делал еще один дополнительный шаг в надежде, что второй остановится. Но не тут-то было — ставки продолжали расти: с четвертого лубка порогом стали 95 тысяч рублей. Четыре лота подряд ушли по этой цене. По залу прошел смешок — мол, ну сколько можно, пора бы уже и сотню разменять. Чтобы нарушить однообразие, еще одна участница в зале ради шутки сделала ставку, и вот — снова звучит цифра 95 тысяч, но на этот раз последнее слово за вторым игроком. И он снова не остановился. Перейденный рубеж в сто тысяч рублей взволнованные зрители решили отметить бокалом вина. Дальше было и того веселей: когда пришли к одиннадцатому по счету лубку и традиционным ста тысячам, на лот вдруг появился третий серьезный претендент. Первый игрок спасовал, торг пошел между теми, кто остался. Дошли до 300 тысяч рублей (напомним: стартовали с 13 тысяч). Выиграл третий участник, который, впрочем, ограничился покупкой только этого одного лота. Оставшиеся лубки разыграли по знакомой схеме старые друзья-соперники. И вот, наконец, последний лот стринга «Беседа под Царьградом». И тут, не поверите, первый участник даже не торгуется (видимо, уже есть такой лубок в коллекции). Не, ну так не пойдет, — решили зрители и начали делать ставки просто так, чтобы не отдать второму участнику этот лот без боя. На 40 тысячах он взмолился: «Ребята, ну дайте сэкономить!». Под дружный хохот последний лот стринга лубков достался ему за 45 тысяч рублей. Итого 15 лотов принесли 1,58 миллиона рублей. Счастливого обладателя всех лотов за исключением одного (проданного за 300 тысяч) провожали аплодисментами.

Торга, подобного тому, что случился за лубочные картинки, больше не повторилось. Были и хорошие уходы, и превышенные эстимейты, но все в рамках разумного. Обычно очень популярные книги русского авангарда на этот раз чаще продавались по старту. Экземпляр оперы А. Кручёных на музыку М. Матюшина «Победа над солнцем», с обложкой по рисункам К. Малевича и Д. Бурлюка (лот 221), достался покупателю в зале по старту, за 150 тысяч рублей. Книга «Трое» В. Хлебникова, А. Кручёных и Е. Гуро (лот 226) также была продана по старту, за 180 тысяч рублей. Немного поторговались за книгу «Грйiiба. Melle Allissa. Плавец 44» Зиги Валишевского (лот 262), одного из лидеров грузинского авангарда, члена футуристской группы «41 градус» (название было дано по географической широте Тифлиса). Книга, нарисованная Валишевским вручную и существующая в одном-единственном экземпляре, была продана дороже эстимейта — за 245 тысяч (оценка 125–200 тысяч рублей). А вот книга стихов Т. Чурилина «Весна после смерти» с автолитографиями Наталии Гончаровой вообще осталась без покупателя.

Участники торгов не оставили без внимания старинные открытки и фотографии, которых в каталоге было довольно много. На предыдущем букинистическом аукционе «Кабинета», проходившем в сентябре, именно набор открыток стал топ-лотом: его продали аж за 2,2 миллиона рублей. В этот раз фотографических лотов такого уровня не было, но и те, что были, в целом сыграли неплохо. Стринг фотографий и фотооткрыток начала ХХ века с видами Кавказа, Крыма, Закавказья, Москвы и Санкт-Петербурга (лоты 126–149) суммарно заработал 1,45 миллиона рублей, чуть меньше суммарного эстимейта 1,5–1,99 миллиона рублей. Самым дорогим лотом стринга стал набор из 60 фотографий с видами Кавказа (лот 130): цена молотка составила 580 тысяч рублей.

Хорошие результаты показали отдельные иллюстрированные издания. К примеру, «Альбом 200-летнего юбилея Императора Петра Великого. 1672–1872» (лот 86), роскошно оформленный лучшими художниками-иллюстраторами того времени Н. Н. Каразиным, А. Е. Коцебу, А. К. Беггровым и А. К. Вейерманом, достался покупателю в зале за 550 тысяч при оценке 310–430 тысяч рублей. «История крестовых походов» Г. Мишо с иллюстрациями Гюстава Доре (лот 102) была куплена по заочной ставке за 110 тысяч (эстимейт 63–85 тысяч рублей). Полный годовой комплект из 52 номеров иллюстрированного журнала «Осколки» за 1894 год (лот 117) торговали до 330 тысяч (оценка 63–80 тысяч рублей). А трехтомник «История искусств» П. П. Гнедича 1897 года (лот 121) достался телефонному покупателю за 285 тысяч рублей (эстимейт 125–160 тысяч рублей).

Отдельного упоминания заслуживает серия книг архитектурной тематики конца 1920-х — начала 1930-х годов, шедшая уже под занавес торгов (лоты 361–367). Все лоты стринга, за исключением одного, нашли покупателей, цены на все проданные лоты превысили эстимейты. Книга Якова Чернихова «Архитектурные фантазии. 101 композиция в красках. 101 архитектурная миниатюра» — одна из лучших книг в архитектурной утопии 1930-х годов, послужившая источником вдохновения для многих последующих поколений архитекторов, — досталась телефонному покупателю за 370 тысяч рублей (эстимейт 150–250 тысяч рублей).

 

По материалам сайта artinvestment.ru

 

« Назад