Когда в России появились азбуки и буквари
Школьное образование в России сегодня начинается с Азбуки, каждый помнит обложку своего Букваря, по которому осваивал русскую грамоту. А до XVI столетия буквам и чтению учили не по азбукам и букварям, а по Псалтири и Часослову, отчего большинство юных учеников одолевало азы премудрости зубрёжкой и долбёжкой. Однако в XVI веке в обучении грамотности был совершён прорыв — появились азбуки и буквари. Первым печатным учебником стал Букварь Ивана Фёдорова, изданный в 1574 году. Но прежде чем выйти в свет печатному Букварю, в России того времени стали распространяться рукописные азбуки.
Эти книги появились в XVI—XVII веках, вслед за Европой, взявшей курс на гуманистические принципы образования, где целью учения являлась практическая польза, а среди методов обучения во главу угла ставились наглядность, энциклопедичность и увлекательность. В обоснование этих педагогических новшеств в России известный русский книжник Епифаний Славинецкий даже перевёл сочинение Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», снабдив его названием «Изъявление, как учити дети и человеки сущия в возрасте, книг чтению и правописания знанию».
Русские создатели Азбук вдохновились рекомендациями великого гуманиста. Каждый автор составлял рукописную азбуку на свой лад, но все учебники строились по единому канону. Азбука представляла буквы славянского алфавита, показывала возможные формы буквенных начертаний, поскольку одновременно являлась учебником письма, а примеры и упражнения для чтения составлялись из нравоучительных изречений.
Познакомимся с тремя замечательными русскими рукописными учебниками грамотности XVII—XVIII веков. Их распространялось тогда в списках великое множество, поскольку спрос на грамотных людей в это время резко возрос.
Азбука из собрания Российской национальной библиотеки написана простым и понятным почерком — полууставом, напоминающим печатный шрифт, с некоторыми сокращениями часто встречающихся слов. В предисловии к Азбуке автор объясняет ученику свой замысел: « Сие житие временного века сего каждого человека и все его деяния, благие и злые, мы здесь по алфавиту явственно написали.
Действительно, изучая каждую букву алфавита, ученик прочитывал строки о рождении человека, его взрослении, о достоинствах и пороках, о наказании за грехи и о покаянии перед Богом. Вот буква АЗ со множеством различных написаний — уставом и скорописью. Следом — картинка, изображающая радость рождения человека, и текст для обучения чтению: «Аз есмь, Господи, твоё создание и дел рук твоих творение».
Следом ученик знакомился с буквой БУКИ и её многочисленными начертательными образами, рассматривал картинку с изображением молящегося человека и разбирал учебную надпись под ней: «Бог мой еси ты, изволь мя хранити и во время скорби от мене не отступити».
Миниатюры в Азбуке выполнены с большим вкусом и умением. Картинки встречаются не только благостные, но и страшные, пугающие. Так, к букве ОН прилагается миниатюра с изображением ада и надписью: «Обаче Бог мой от ада мя избави и к защищению сильне ангела постави».
Буква ША сопровождается картинкой с нарисованными на ней разбойниками, её сопровождает надпись: «Шествовах с разбойники и убийцы злыми, с блудники и прелюбодеи неблагими». Вся жизнь человека с его заблуждениями и озарениями проходит, по мысли автора Азбуки, перед глазами ученика, пока тот учится грамоте.
Букварь Кариона Истомина занимательный, в нём прекрасно выполненные картинки с надписями соседствуют с забавными и поучительными стихами. Каждую букву алфавита в Букваре представляют так: первое начертание буквы изображено в виде забавного человечка. Затем следует целый ряд всех возможных начертаний той же самой буквы — печатных, прописных и строчных, а также скорописных. Так ученик знакомился с каллиграфией. Ниже следовали изображения вещей и предметов, названия которых начинаются с изучаемой буквы. Среди рисунков-иллюстраций буквы З находим картинки с надписями: «земленица» (ягода-земляника), «замок» (запор на двери), «звонец» (колокольчик), «златица» (монета), «знамя» (флаг), «завеса» (занавес), «забрало» (рыцарский доспех), «земля». Под рисунками помещались нравоучительные и познавательные стихи, составленные из тех же самых слов: «Земля вещь крепка, Богом сотворена, ни на чём Словом его укреплена. Забрало людем в потребах угодно, а там, где замок, не всякому входно. Звонец глашает движим вещь и время. Златица легчит в случаях злых бремя. Знамя в полках свойство даёт знати. Завеса — от глаз чуждых вещь заслоняти. Орати землю в покоре учися, людем служити в должинстве не ленися».
Конечно, такой Букварь не мог не полюбиться юному ученику, именно он был первым учебником чтения нового типа, по образцу которого создаются буквари и азбуки до сего дня. Царский букварь оказался ещё и первым учебником домашнего образования, который приучал ребёнка к чтениюне церковных, а мирских книг.
Список Букваря из Российской государственной библиотеки стал «вратами учёности» для учеников одной из военных школ XVIII века: он сохранился в фонде Генерального штаба Российской империи.
По материалам сайта rsl.ru