Комната людей 40-х годов
С конца XIX века до начала 30-х годов XX века в Московском Публичном и Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека) начали создаваться новые отделы — «Литературные комнаты», в дальнейшем превратившиеся в самостоятельные литературные музеи. В разное время в музее существовали Комнаты людей 40-х годов, Антона Павловича Чехова, Льва Николаевича Толстого и других. В основе их были архивы писателей, переданные в музей по желанию фондодержателей и коллекционеров. Кроме архивных документов и печатных изданий в Комнатах были представлены личные вещи писателей, иконографический материал, а также многочисленные изобразительные материалы, связанные с их деятельностью.
В 1897 году была создана «Комната людей 40-х годов» — первый в России музей общественного движения, собиравший и представлявший историю русской литературы и российской эмиграции. Под этим названием был представлен архив Александра Ивановича Герцена, писателя, публициста-революционера, создателя «Вольной русской типографии» за границей, издателя знаменитого еженедельника «Колокол», архив его друга и сподвижника, поэта Николая Платоновича Огарёва, а также документы их современников: литературного критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского, историка, профессора Московского университета Тимофея Николаевича Грановского, революционера-анархиста Михаила Александровича Бакунина и других.
Комната была создана по инициативе писательницы Екатерины Степановны Некрасовой. Интерес к жизни и деятельности Герцена и Огарёва возник у неё в 1872 году, когда она на книжном развале на Сухаревке приобрела случайно попавшуюся ей на глаза рукописную тетрадь Герцена 1835—1837 годов. В то время имя Герцена находилось в России под запретом. Для Екатерины Степановны, одной из организаторов московских Высших женских курсов, верной духу народничества, делом всей жизни стало собирание документов и материалов о Герцене, Огарёве и их окружении, популяризация этих документов среди своих современников. Она установила связи с родственниками и близкими людей 40-х годов, ездила к наследникам Герцена в Швейцарию, предлагала и уговаривала их передать в будущий музей хранящиеся у них материалы. Среди собранного Екатериной Степановной — письма, записки, творческие рукописи, дневниковые записи, книги, другие издания, иконографический материал, личные вещи.
С 1882 года Некрасова регулярно стала передавать в Румянцевский музей документы Герцена и его окружения. Будучи постоянной посетительницей Музея, она знала, что только здесь гарантирована сохранность коллекции. Место хранения было одобрено и наследниками Герцена.
С начала 1897 года Екатерина Степановна ведёт переговоры с Румянцевским музеем о передаче собранной коллекции и устройстве для неё специального помещения. Директор музея Михаил Алексеевич Веневитинов писал Некрасовой 28 февраля 1897 года: «Устройство помещения для портретов и проч. 40-х годов меня очень занимает в числе общих вопросов по размещению музея. Пока у нас найдётся для людей 40-х годов хотя временное помещение». 5 марта 1897 года состоялось заседание Совета Музея, на котором было принято решение: «Освободить одну небольшую комнату в отделении древностей и предоставить её для помещения в ней воспоминаний о представителях сороковых годов».
1 мая 1897 года Веневитинов сообщает: «Спешу Вас уведомить, что комнаты для помещения коллекции в памяти людей 40-х годов уже приготовлены в музее, но одну из них придётся в течение лета вновь штукатурить и побелить. В другую же комнату можно уже теперь поместить два, три шкафа, пару или две витрин и развесить по стенам портреты. Позвольте мне завтра или послезавтра заехать к Вам, чтобы сообразить документы Вашего дара с условиями его размещения и сговориться с Вами относительно способа и срока передачи жертвуемых вами предметов».
В письме 17 мая 1897 года Некрасова высказывает условия передачи коллекции: «Чтобы все вещи помещались в отдельной комнате, никогда бы не выносились из Музея, были бы открыты для осмотра публики, чтобы я или лицо, явившееся с моей карточкой, имело право сделать снимки с этих вещей.
Я сделала подробное описание всей коллекции, но пока думаю удержать его у себя, сообщив Вам только, что коллекция составлена мной при содействии Наталии Алексеевны Огарёвой. Я надеюсь, что со временем мне удастся ещё пополнить коллекции».
В течение года Музей обустраивал новое подразделение. Уже 26 сентября Екатерина Степановна пишет об открытии «Комнаты людей 40-х годов». Структурно она входила в состав Библиотеки Музея и находилась в ведении старшего помощника библиотекаря — до 1908 года это был Антон Иеронимович Калишевский. Принадлежность Комнаты к Библиотеке, пользование фондами которой было бесплатным, в отличие от Музея, вход в который стоил 20 копеек, способствовала расширению круга посетителей.
После открытия Комнаты Екатерина Степановна продолжала заниматься её комплектованием и оформлением, привлекала к сотрудничеству родственников Герцена и Огарёва, историков литературы и общественной мысли, коллекционеров. В отчёте музея за 1904 год указана роль Некрасовой в деле формирования Комнаты: «...все пожертвования, проходившие чрез её руки, она приводила в порядок, руками переплетала, заказывала рамки для портретов. Каждая рукопись, каждый портрет снабжались ею объяснениями и описью и даже занумеровывались, всему пожертвованному вёлся подробный инвентарь». Некрасова умерла 13 января 1905 года. После её смерти по завещанию все собранные ею материалы и её архив поступили в музей, которому передавалось 1000 рублей на продолжение комплектования.
Комната людей 40-х годов помещалась в правом крыле Дома Пашкова на втором этаже, попасть в неё можно было, поднявшись по железной винтовой лестнице. Она состояла из двух залов, соединённых между собой аркой. Каждый зал представлял собой особый тематический комплекс. Документы были разложены в витринах, на постаментах стояли бюсты, по стенам были развешаны картины, гравюры, фотографии. Через 10 лет после открытия в отчёте Музея за 1907 год было помещено описание Комнаты, а в приложении дана инвентарная опись экспонатов.
«В первом отделении помещены коллекции, относящиеся к жизни и деятельности А. И. Герцена. Здесь находятся фотографические снимки с портретов А. И. Герцена, бюст Герцена и снимки с памятника на могиле его в Ницце, портреты жены Герцена и всех членов его семьи.
Во второй витрине собраны преимущественно переписка Герцена с женой до отъезда их за границу: дневник жены Герцена перед отъездом за границу (1846); заграничный паспорт А. И. Герцена, выданный ему 9 декабря 1846 года.
В третьей витрине помещаются брошюры и статьи на иностранных языках об А. И. Герцене, вышедшие после его смерти; статьи и заметки А. И. Герцена в иностранной прессе; бронзовая медаль в память десятилетия Вольной русской типографии в Лондоне.
В четвёртой витрине выставлены принадлежащие библиотеке музеев экземпляры сочинений и изданий А. И. Герцена, напечатанных за границей.
Второе отделение занято бюстами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Т. Н. Грановского, портретами Н. П. Огарёва, Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, Н. Г. Чернышевского, Д. Гарибальди, И. С. Тургенева и других. В витринах собраны рукописи Н. П. Огарёва, переписка его с А. И. Герценом, портреты, фотографии, гелиогравюры.
В витрине пятой собраны материалы о декабристах, предшественниках людей 40-х годов.
В шестой витрине имени Е. С. Некрасовой хранится её переписка с родственниками Герцена, литературные работы Е. С. Некрасовой о деятелях 40-х годов, её записные книжки»
После смерти Некрасовой в Музей продолжали поступать новые материалы о Герцене и его окружении. Документы, хранившиеся в Комнате, широко использовались исследователями. Но работа с документами в формате «комната-музей» не всегда удовлетворяла читателей. Вот как описывает эту работу Михаил Осипович Гершензон, немало способствовавший получению Музеем переписки Герцена с Огарёвым в 1904 году:
«Когда Вы просите чего-нибудь из „Комнаты“, начинается волокита. Помощник берёт ключи и отправляется в поход, причём вам не возбраняется сопутствовать ему; дойдя, он долго ищет в связке ключ, наконец отпирает тяжёлую дверь... Затем опять история с ключами: все вещи в витринах, витрин много, все заперты; он пробует один ключ, другой, наконец, отпирает, вынимает нужную вам папку или папки, и тогда опять всё запирается, и вы идёте наверх. Там он вас посадит за отдельный стол недалеко от себя и даст вам — без знакомства только одну бумажку, а при знакомстве — целую папку. Через час—два вы кончили работу над этой папкой, вам нужна другая, а помощника нет за его столом, вы ждёте, досадуете, проходит полчаса, вы отправляетесь его искать, теряете бездну времени и, наконец, получаете опять одну папку. Прибавьте к этому, что помощник и вообще приходит в музей только в 11 часов, а то и в первом, а закрывается музей в 3 часа».
В 1912 году началась подготовка полного собрания сочинений и писем Герцена под редакцией Михаила Константиновича Лемке. Редактор проживал в Петербурге, поэтому по договоренности с Академией наук музей высылал ему документы, находившиеся в Комнате людей 40-х годов. Документы вынимали из витрин и отсылали в Академию наук для работы. До революции были подготовлены и изданы 8 томов собрания, работа была закончена только в 1925 году.
В 1912—1915 годах проходила реконструкция помещений в Доме Пашкова. Был организован большой читальный зал, соединивший два этажа, в которых ранее находилась картинная галерея. В 1915 году после перемещения гравюрного кабинета во вновь построенное здание Картинной галереи, сохранившая часть которой сейчас носит название «Ивановский зал», в его помещения была переведена Комната людей 40-х годов. «Вместе с этим переходом была изменена система хранения герценовских рукописей: вместо витрин они были размещены в папки, а для помещения этих папок приобретён шкаф, соответствующий по своему характеру остальным предметам обстановки этой комнаты».
После революции последним крупным событием в жизни Комнаты людей 40-х годов была организация и проведение выставки в память 50-летия со смерти Александра Ивановича Герцена. Ещё в октябре 1919 года музей сформировал комиссию по организации выставки, в которую вошли представители музея, библиотеки Московского университета, Исторического музея, представители Главархива. Выставка была открыта 21 января 1920 года в помещении этнографического отдела Румянцевского музея, в доме Красильщиковой — сейчас в этом здании находится Центр восточной литературы. Большинство экспонатов было взято из коллекций Румянцевского музея, «всего на выставке было собрано около 400 экспонатов. Выставка была открыта в течение 74 дней (в будни от 1 ч. до 6 ч., в праздники от 11 ч. до 4 ч.); за это время её посетило около 1200 чел., в том числе несколько экскурсий студентов и учащихся; такое незначительное количество посетителей объясняется, по-видимому, главным образом, неблагоприятными внешними условиями, так как выставка помещалась в нетопленном здании, в котором температура была несколько градусов ниже нуля. Закрыта была выставка 5 апреля 1921 г.».
После решения Наркомпроса РСФСР 1921 года о расформировании Государственного Румянцевского музея Комната людей 40-х годов в 1924 году была также расформирована: книги перешли в фонд Библиотеки, рукописи — в фонд отдела рукописей, где, соединившись с хранившимися там материалами Герцена и Огарёва, составили единый фонд (ф. 69). Предметы быта и изобразительные материалы были переданы в Государственный исторический музей.
По материалам сайта rsl.ru