«Крестный отец самиздата» — в доме И.С.Остроухова — отделе ГМИРЛИ имени В.И. Даля открылась выставка о поэте Николае Глазкове. Выставка приурочена к столетию поэта
Звучное название взято из статьи Льва Лосева, опубликованной в журнале “Континент” в 1980 году. По словам куратора выставки, Лидии Александровны Богдановой, рассматривалось несколько вариантов, среди которых был также такой, как “Сам себе издат” — так сам Николай Глазков называл свои первые книги, которые он печатал на машинке, скреплял и распространял среди друзей и знакомых. Именно Николай Иванович ввел термин “самиздат”, которым принято обозначать самостоятельное издание собственных произведений, не прошедших цензуру.
Свою поэтическую деятельность Глазков начал в 1932 году, в 1938 стал издавать альманахи вместе с Юлианом Долгиным в рамках неофутуристического движения “небывализм”. Было создано несколько альманахов, но сохранился лишь один, с четырьмя китами на обложке, отражающими принципы «небывализма» («примитив», «экспрессия», «дисгармония» и «алогизм»). Затем следовало развитие советского самиздата, вызванное запретом официальной публикации большинства поэтов двадцатого века. Так, создавались маленькие книжечки, со стихами Гумилева, Ходасевича, Мандельштама и Цветаевой, которые перепечатывали на машинке по четыре экземпляра и передавали из рук в руки. Самиздатные машинистки как правило не брали денег за свою работу, а если самиздатные книги и продавались, то по себестоимости. Помимо стихотворений перепечатывали такие обширные произведения как романы Солженицына, «Колымские рассказы» Шаламова, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург.
Несмотря на это, какие-то стихи и работы авторов двадцатого века все же публиковались. Так, в 1957 году вышел сборник стихов Глазкова «Моя эстрада», но выбор стихов поэта не устроил, поэтому он продолжил заниматься самиздатом. В 1957 году он принимает участие в создании журнала «Синтаксис», который позже публикует поэтов, не пропускаемых цензурой: Иосифа Бродского, Булата Окуджаву, Наталью Горбаневскую. Альманах также примечателен тем, что на его обложке стояли фамилия и адрес издателя — Александра Гинзбурга, который был арестован в июле 1960 года. Позже, в 1960-1980 годы к понятию «самиздата» также стали относить книги, которые собирали из копий страниц журналов и магнитофонные записи. Среди них был роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, произведения Владимира Высоцкого. С развитием технологий самиздат распространялся как компьютерные файлы на магнитных лентах и дисках.
Своими стихами Николай Глазков покорил Лилю Брик, которая выступила инициатором создания самиздатной книги, включающей в себя стихи поэта и иллюстрации к его стихам. Обложка книги оформлена в футуристическом стиле и включала в себя игру двух слов «Глазков» и «Вокзал». Помимо самиздата Глазков снимался в кино и занимался переводами. Съемки у Тарковского в «Андрее Рублеве» дались поэту тяжело, он сломал себе ногу. Фрагмент из фильма с полетом также использован в выставке — он транслируется на небольшом экране напротив входа в зал с экспозицией, приветствуя зрителей и погружая их в творческую атмосферу поэта. На экране также показан документальный фильм «Я гений Николай Глазков...», снятый телеканалом «Культура» в 2008 году и включающий интервью сына Николая Глазкова и поэта Евгения Евтушенко, чьи работы также распространялись самиздатом. «Некоторые элементы были использованы в выставке «Квартирный вопрос», однако эта выставка включает в себя наиболее обширный список экспонатов и материалов, посвященных именно Николаю Глазкову», — говорит куратор Лидия Богданова. Николай Иванович знал якутский язык и питал к нему особую любовь. Именно переводы являются заключающими экспонатами в экспозиции, посвященной жизни и творчеству Николая Глазкова — крестного отца самиздата, положившего начало пути, который позволил людям почитать и послушать столько великих произведений.
Выставка продлится до 17 марта 2019 года.
По материалам сайта rewizor.ru