Кто такой Рудольф Кох?
В августе 2020 г. Музей Клингспора в Оффенбахе выпустил книгу «Кто такой Рудольф Кох?: Аспекты работы художника из Оффенбаха и изучение его творчества и наследия в Музее Клингспора».
Издание посвящено важнейшей фигуре немецкого шрифтового искусства художнику Рудольфу Коху (Rudolf Koch; 1876, Нюрнберг – 1934, Франкфурт-на-Майне), который в значительной степени сформировал искусство шрифта и книги в Германии в ХХ в.
И поэтому текстовая, иллюстративная и оформительская части одинаково значимы. Материалы, всесторонне отражающие последние 20 лет жизни Р. Коха (в том числе архивные, например, письма Р. Коха, К. Клингспора, З. Гуггенхайма, Х.А. Халби), сопровождаются как ставшими уже классическими, так и ранее не публиковавшимися работами художника (рисунки времен Первой мировой войны, первый шрифтовой гобелен и др.). Оформление выполнено Лаурой Бруннер (Laura Brunner) и Леони Мартин (Leonie Martin) из Института шрифтового дизайна Клингспора (Оффенбах), фотографии – Симоном Мальцем (Simon Malz).
До сих пор в Германии не создано ни одной научной монографии о Рудольфе Кохе. Единственное отдельное издание – труд английского специалиста в области графического дизайна Джеральда Синамона (Gerald Cinamon. Rudolf Koch: Letterer, Type Designer, Teacher. Oak Knoll Press, 2000. 208 с.). Однако работа над обширным творческим наследием продолжается в Музее Клингспора, хранящего архив Р. Коха, и настоящее издание – еще один шаг к будущему полноценному труду о художнике.
В 16 лет Р. Кох начал обучение на заводе по производству металлических изделий в Ханау. Он посещал Академию рисования в том же городе, затем – Школу искусств и ремесел в Нюрнберге и Технический университет в Мюнхене. После работы чертежником и художником в Лейпциге и недолгого пребывания в Лондоне Р. Кох поступил на работу в типографию, где нашел свое призвание.
С 1906 г. Кох – в словолитне братьев Клингспор, где им было разработано более 30 шрифтов, в том числе готический шрифт Вильгельма Клингспора (Wilhelm-Klingspor-Schrift) и новаторский для своего времени шрифт «Kabel».
Через два года, в 1908 г., Кох начал преподавать в Школе прикладного искусства в Оффенбахе. Его уроки по созданию шрифтов вскоре принесли школе мировую известность. В 1921 г. Кох опубликал книгу «Письмо как мастерство. Подробное руководство по изучению шрифтов, необходимых для профессии шрифтового дизайнера» («Das Schreiben als Kunstfertigkeit. Eine ausführliche Anleitung zur Erlernung der für den Beruf des Schreibens notwendigen Schriftarten»), выдержавшую несколько переизданий.
Первый шрифтовой гобелен Кох создал в 1922 г., он выткал на нем цитату из Евангелия от Иоанна «В мире будете иметь скорбь; но я победил мир». Подобные гобелены ручной работы стали для Коха важным этапом развития работы над искусством шрифта. Все гобелены создавались в мастерской художника, в процессе ковроткачества принимали участие студенты школы. Материалы окрашивались вручную натуральными веществами. Отдельная глава книги посвящена рассказу о реставрации гобеленов Коха, хранящихся в фондах музея.
В речи, прочитанной на праздновании 60-летия Рудофльфа Коха 20.11.1936, Карл Клингспор отметил: «Мы склоняемся в восхищении перед искусством печати и красотой шрифтов Бодони, но шрифты этого величайшего мастера XVIII и XIX веков, какими бы красивыми они ни были, изменяют лишь ширину линий, пропорции и незначительные детали, присущие антикве XVIII века. И если они многократно превосходят работы Коха по количеству, богатству изобретательности, красоте и разнообразию форм, то по самобытности ни один художник-шрифтовик прошлых веков не может сравниться с ним. Мы должны вернуться к началу книгопечатания, к XVI веку, чтобы найти равных ему» (с. 48).
Wer, bitte, ist Rudolf Koch?: Aspekte zum Werk des Offenbacher Künstlers und der Arbeit an seinem OEuvre im Klingspor Museum. Verlag VDG, Weimar, 2020. 280 S., III. Нем., англ. яз. ISBN-13: 9783897399471.
Мария Богданович