Кураторская экскурсия «Российский плакат в период революционных событий и гражданской войны»
Проведение кураторских экскурсий становится хорошей традицией на выставках в Ивановском зале. Специалисты, принимавшие непосредственное участие в подготовке экспозиции «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма», рассказывают о своих любимых экспонатах, о том, как и почему они отобрали именно их из всего многообразия фондов РГБ. Каждая из этих экскурсий делает акцент на одной из частей выставки, каждая из них неповторима.
Кураторскую экскурсию, знакомящую с российскими плакатами 1916—1919 годов, проведёт 3 августа 2017 года заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки Любовь Витальевна Родионова.
1917 год стал временем подлинного рождения русского политического плаката. Основой и плодотворной средой для его формирования явились благотворительный плакат, лубочная продукция и карикатура, активно издававшаяся в период Первой мировой войны. «Заём свободы», организованный Временным правительством, стал поводом для создания целого ряда плакатов, среди авторов которых известные мастера Борис Михайлович Кустодиев, Алексей Ильич Кравченко, Георгий Павлович Пашков. Созыв Учредительного собрания и предвыборная агитация дали новую возможность творческого осмысления в плакате бурной политической жизни. В этот период плакат продолжал развиваться в старых традициях, часто прибегая к понятным символам — Георгий Победоносец, Родина-мать, однако уже появляется новый герой — солдат, рабочий, матрос, и в дальнейшем, наиболее часто — активно действующая толпа людей. В плакат приходят самодеятельные художники, не знакомые со сложившимся языком и композиционными решениями жанра, и это вносит новые черты не только в темы и образы, но и в стиль исполнения.
Наиболее цельную картину представляет киноплакат, изданный в 1917 году. На киноэкраны выходит множество фильмов политической тематики, названия которых изобилуют лозунгами и призывами: «Отречемся от старого мира!», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «За свободу, за народ». Это во многом определяет их эпическое композиционное звучание и контрастную цветовую гамму с преобладанием красного и черного. Автором многих плакатов выступал Михаил Сергеевич Кальмансон, владелец литографской мастерской, занимавшейся различными видами кинорекламы и во многом определявшей единую интонацию оформления как мелодрам, так и политических кинолент.
Хотя в силу экономических причин печатание рекламного плаката приостановилось в начале Первой мировой войны, он продолжал бытовать, оставаясь неотъемлемым элементом оформления магазинов и лавок. Развитие рекламного плаката в 1910-е годы достигло наивысшей степени выразительности и зрелищности образного ряда. Его отличительным признаком являлась качественная многоцветная печать на плотной, часто глянцевой бумаге, которая осуществлялась в основном в крупных литографических заведениях, таких как «Фото-хромо-литография и фабрика плакатов Т. Киббель» и «Товарищество Типо-Литография И. М. Машистова». Авторы плакатов оставались, как правило, неизвестны, однако высокий уровень исполнения и композиционная чёткость говорят о профессионализме и наличии художественного образования, что было не характерно для массовых образцов прикладной рекламной продукции.
Узнать больше о плакатах революционного года вы сможете на кураторской экускурсии, которую проведёт по пространству выставки «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» Любовь Витальевна Родионова, заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки.
По материалам сайта РГБ