Лев Толстой и Румянцевский музей

В течение сорока лет писатель был читателем первого общедоступного музея с первой публичной библиотекой Москвы — Московского публичного и Румянцевского музеев. Здесь он работал над своими произведениями, проводил многие часы в беседах с философом, дежурным при читальном зале Николаем Фёдоровичем Фёдоровым, библиотекарем Евгением Фёдоровичем Коршем, встречался с религиозным философом Владимиром Сергеевичем Соловьёвым.

Рукописи Толстого начали поступать на хранение в Румянцевский музей ещё при его жизни. В ноябре 1884 года писатель передаёт в музей автограф рассказа «Севастополь в августе 1855 года». Принимая дар, директор музея Василий Андреевич Дашков писал:

«...позволяю себе надеяться, что местом хранения и остальных ваших произведений вам угодно будет избрать те же музеи, уже богатые драгоценным собранием автографов знаменитых деятелей отечественной литературы: Пушкина, Гоголя и других.

Надежды директора оправдались — 25 ноября 1887 года хранитель отделения рукописей музея Дмитрий Петрович Лебедев принял «в отделении рукописей для хранения на неопределённое время от графини Софии Андреевны Толстой девять картонов, завязанных и запечатанных её печатью, с собственноручными произведениями графа Льва Николаевича Толстого. Во всякое время, по требованию графини Софии Андреевны или её наследников, рукописи эти немедленно должны быть выданы, в целом виде или по частям». Среди поступивших автографов были рукописи с вариантами романов «Анна Каренина», «Война и мир», повестей «Детство», «Юность», «Казаки», «Холстомер», статьи, письма Толстого за 1845—1847 годы, документы Дмитрия и Николая Толстых, фотографии, дагеротипы, рисунки. Документами пользовалась Софья Андреевна Толстая, которая с января 1885 года стала издательницей сочинений своего мужа.

С конца XIX века в семье Толстых происходили серьёзные разногласия по вопросу о праве собственности на произведения писателя. Лев Николаевич хотел отказаться от авторского права, а Софья Андреевна считала, что этим поступком он отнимает средства к существованию своих детей и внуков. Рукописи, хранившиеся в Румянцевском музее, так и оставались «на неопределённое время». Объём фондов Румянцевского музея постоянно увеличивался, поэтому 14 мая 1894 года директор музея даёт Толстой расписку о хранящихся рукописях, добавляя, что «ключ от ящиков с рукописями находится у графини С. А. Толстой. В случае надобности в помещении должны быть, по первому требованию директора музеев, тотчас же взяты графиней или её наследниками обратно». 2 декабря 1898 года Софья Андреевна передаёт музею ещё один ящик с автографами творческих работ Льва Николаевича на предложенных условиях.

В 1904 году в связи с ремонтными работами, проходившими в тот момент, директор музея Иван Владимирович Цветаев предложил Толстой забрать рукописи писателя. Софья Андреевна болезненно встретила такое предложение и, договорившись с директором Исторического музея, перевезла документы в башню Исторического музея, в которой были выделены «две комнаты прямо напротив комнаты Достоевского». Кроме рукописей, в Исторический музей Толстая передала часть мемориальных предметов. В 1910 году умирает Лев Николаевич, ровно через год в стенах Исторического музея проходит первая выставка, ему посвящённая. Выставка работала с 11 октября по 6 декабря 1911 года в восьми залах музея. От Румянцевского музея на выставке был представлен «181 том (77 названий) различных изданий произведений Л. Н. Толстого и литературы о Толстом». После закрытия выставки выставочный комитет принимает решение о создании в Москве музея Льва Толстого. После смерти писателя вступило в силу новое завещание, в котором Софья Андреевна не числилась наследницей его литературных произведений. Комнаты Толстого в Историческом музее были закрыты, опечатаны, и началась тяжба Толстой с Владимиром Григорьевичем Чертковым, близким другом писателя и издателем его сочинений.

Не теряя надежды на возвращение рукописей писателя в Румянцевский музей, хранитель отделения рукописей Григорий Петрович Георгиевский поддерживал контакты со вдовой Толстого и помогал ей. Он опубликовал в газете «Русское слово» письмо в защиту прав жены писателя, ссылаясь на сказанные в его присутствии слова Льва Николаевича:

«Все свои автографы я подарил Софье Андреевне — и это её собственность». В 1915 году Сенат решил спор о наследстве в пользу Софьи Андреевны, которая получила «все рукописи, бумаги и вещи Л. Н. Толстого, хранящиеся в императорском Историческом музее».

26 января Толстая написала руководству Румянцевского музея: «Руководствуясь моим неизменным желанием сохранить с возможно большей полнотой все произведения Л. Н. Толстого на вечные времена для России и имея в виду, что деятельность Л. Н. Толстого была более тесно связана с Москвой, чем с Петроградом, я передаю безвозмездно все подлинные рукописи и бумаги на вечное хранение в императорский Румянцевский музей в Москве». Среди условий возвращения рукописей — создание в музее кабинета Льва Николаевича для хранения и изучения наследия писателя, разбор рукописей, копирование их для Академии наук. Для кабинета было выделено помещение на втором этаже левого крыла Пашкова дома, попасть в него можно было по чугунной винтовой лестнице.

В начале февраля 1915 года в Румянцевский музей были возвращены 12 «запертых» ящиков (берёзовые сундучки, три из них сохранились до наших дней); 32 папки; 41 картон; 13 пакетов с рукописями Толстого, дневниками, перепиской, мемориальные предметы, портреты, семейные альбомы и другое. Началось их описание и подготовка кабинета. Для работы над оформлением кабинета был приглашён молодой архитектор Виктор Александрович Веснин, который вместе с Георгиевским посетил Софью Андреевну в Ясной Поляне и показал свой проект. Первая мировая война, а затем революция замедлили подготовку Кабинета и описание документов — не хватало средств «на рабочие руки и на материалы», что отодвинуло открытие Кабинета на послереволюционный 1919 год. К сожалению, Софья Андреевна не дождалась его открытия — 4 ноября 1919 года она скончалась в Ясной Поляне. На заседании учёного совета Румянцевского музея от 25 ноября был заслушан доклад Григория Петровича Георгиевского «о рукописях гр. Л. Н. Толстого, ныне за смертью гр. С. А. Толстой переходящих в пользование Румянцевского музея».

Описанием рукописей занималось Кооперативное товарищество изучения и распространения произведений Льва Николаевича, организованное дочерью писателя Александрой. Её дважды арестовывали — в 1919 и 1920 годах, после чего руководство принял на себя её брат Сергей. Описание продолжалось до конца 1924 года.

Музей Л. Н. Толстого, созданный в 1911 году в Москве, в 1920 году получил статус государственного и активно создавал свою экспозицию. С 1922 года началось расформирование Румянцевского музея. 6 декабря 1923 года Президиум Музейного отдела Наркомпроса РСФСР выпускает постановление, согласно которому вещи, принадлежавшие Льву Николаевичу Толстому, должны быть переданы из Румянцевского музея в Государственный музей Л. Н. Толстого в Москве. Были переданы: чернильный прибор, перья и ножик писателя, масонский перстень, портреты родственников, скульптуры работы Ильи Яковлевича Гинзбурга, Павла Петровича Трубецкого, фотографии писателя, юбилейные адреса и другое. Кабинет Льва Толстого стал частью отдела рукописей библиотеки.

Полностью оборудование кабинета завершилось к 1925 году. Вдоль стен с трёх сторон были расположены шкафы, в которых разместились письма, рукописи художественных и публицистических произведений писателя, его изданные произведения. Четвёртая стена с окнами выходила на Моховую улицу, и вдоль неё у окон и между ними стояли столы. В этот кабинет приходили исследователи творчества Толстого, здесь же проводилась подготовка его 90-томного собрания сочинений. Поскольку часть архива писателя находилась в Пушкинском доме, в Ленинграде, то для сличения вариантов текстов приходилось отсылать туда рукописи. Для обеспечения их сохранности и ускорения доставки, библиотека заключила договор с фельдъегерской службой НКВД, которая привозила автографы Толстого в Пушкинский дом, а после возвращала в библиотеку.

9 октября 1939 года в соответствии с приказом № 372 директора библиотеки «на основании постановления Совнаркома Союза ССР от 27 июля и Совнаркома РСФСР от 9 сентября с. г. о сосредоточении в Государственном Толстовском музее всех материалов, связанных с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого», отделу рукописей библиотеки было предложено «немедленно приступить к сдаче рукописей Л. Н. Толстого Государственному Толстовскому музею». За два месяца были переданы все рукописи писателя, последними из кабинета поступило более двухсот фотографий.

Сейчас в отделе рукописей библиотеки хранится эскиз к картине Леонида Осиповича Пастернака «Три философа: Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв, Н. Ф. Фёдоров». В одной из коллекций можно увидеть письмо-записку сестры писателя — Марии Николаевны Толстой.

О Софье Андреевне Толстой напоминает фотоальбом «Толстой в жизни», вышедший в 1912 году, в годовщину свадьбы Толстых. Софья Андреевна увлеклась фотографированием в 1895 году. Существует знаменитая серия снимков, которые она делала с 1895 по 1910 год. Фотоальбом посвящён «памяти погорелых окрестностей Ясной Поляны».

В библиотеке остались все изданные произведения Толстого на русском языке и на языках народов, входивших в состав СССР, книги, переведённые на все языки народов мира. В архиве библиотеки в Книге для записывания имён почётных посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев есть автограф писателя от 14 апреля 1888 года.

 

По материалам сайта rsl.ru

 

« Назад