«Литературная Атлантида...» подает сигналы
30 мая в Доме И. С. Остроухова открылась выставка «Литературная Атлантида», посвященная событиям и участникам литературной жизни 1990–2000-х годов. На выставке представлены фотографии, афиши, книги, периодические издания, персональные реликвии из частных коллекций и фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, рассказывающие о недавнем прошлом, но уже ставшем историей.
На сломе веков в Москве становятся популярными совершенно новые, в советское время неведомые, литературные кафе, независимые книжные магазины и частные издательства. «Эта эпоха, длиною всего в два десятилетия, зарифмована скорее с „Бродячей собакой“, чем с хрущевской оттепелью», — отметил в своем приветственном слове директор Литературного музея Дмитрий Петрович Бак. Не Лекторий Политеха и Триумфальная площадь, но сцены клубов «Билингва» и «Проект ОГИ» — «измерения устного чтения», притягивающие и концентрирующие совершенно разных поэтов, писателей, музыкантов. Дмитрий Бак подчеркнул, что цель выставки не «воссоздать вещественные предметы эпохи» и «зафиксировать иерархию поэтов», но «прислушаться к сигналам, которые подает эта затонувшая литературная Атлантида».
«Я чувствую себя живым экспонатом этой выставки», — призналась Ирина Дмитриевна Прохорова, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» и руководитель одноименного издательского дома. Поздравив сотрудников музея с открытием, она заметила, что название выставки ей кажется не совсем точным: «Атлантида исчезла бесследно. Но если мы взглянем на литературную и интеллектуальную карту страны сегодня, то увидим, что практически все вышло из этой своеобразной системы институций. Ничто не ушло, оно просто растворилось в культуре, стало частью того воздуха, которым мы дышим, даже не замечая». «Это было удивительное время, — поделился своими воспоминаниями поэт Евгений Бунимович. — Нас не покидало ощущение, что центр мира — здесь, что центр мира — это мы. И мне бы хотелось, чтобы посетителям выставки передалось это наше чувство».
О том, как устроена «Литературная Атлантида», гостям вернисажа подробно рассказал художник выставки Олег Николаев. Литературные кафе и салоны, независимые книжные магазины, литературные перформансы, поэзия в архивах и коллекциях, поэты-предшественники — каждый из пяти залов-разделов посвящен отдельному феномену литературной жизни той эпохи. Свое место в экспозиции нашли видеосъемки литературных вечеров с участием уже ушедших и ныне здравствующих поэтов, антураж закрывшихся кафе, рукописи, афиши, артефакты эпохи вроде штанов знаменитого автора палиндромов Дмитрия Авалиани.
Атмосферу клубных вечеров воссоздали музыкант Алексей Паперный и прочитавшие по такому случаю свои хиты того времени и новые тексты поэты Михаил Айзенберг, Николай Байтов, Евгений Бунимович, Мария Галина, Данила Давыдов, Николай Звягинцев, Света Литвак, Лев Рубинштейн и Аркадий Штыпель. Стихи будут звучать в Доме И. С. Остроухова до окончания выставки: обязательной частью «Литературной Атлантиды», по словам ее кураторов Данила Файзова и Юрия Цветкова, станут поэтические вечера, сеансы медленного чтения, лекции и дискуссии.
По материалам сайта goslitmuz.ru