Математики проанализировали поэму «Беовульф»
Американские филологи и математики проанализировали структуру эпической англосаксонской поэмы «Беовульф» и пришли к выводу, что она была написана одним автором, а не составлена из нескольких разных частей. Об этом сообщает издание Гарвардского университета The Harvard Gazette. Итоги анализа были представлены в журнале Nature Human Behaviour.
Поэма «Беовульф» создана приблизительно в VII—VIII веке и имеет объем более трех тысяч стихов. Она дошла до нас в единственой рукописи, датируемой приблизительно 1000-м годом, а впервые опубликована была лишь в 1815 году, когда в Западной Европе под влиянием романтизма возник интерес к Средневековью, в том числе и к его «варварскому», то есть дохристианскому периоду. «Беовульф» считается шедевром англосаксонской поэзии.
Ранее многие филологи считали, что героическая история о победе одноименного вождя племени гетов Беовульфа над чудищем Гренделем, его матерью и драконом, была написана разными людьми.
С сюжетной точки зрения «Беовульф» отчетливо распадается на две части: первая охватывает два первых подвига героя — победу над Гренделем и его матерью, вторая часть, повествующая о победе над драконом, отстоит от первой на много лет, в самой поэме ничем не заполненных. В поэме имеются и другие, побочные сюжетные линии, не связанные прямо с подвигами Беовульфа, — это заставляло ученых полагать, что они попали в текст из каких-то других, не дошедших до нашего времени сказаний.
Кроме того, в этой языческой по сюжету и духу поэме имеется много христианских элементов и вставок. Наконец, текст «Беовульфа» в рукописи записан двумя почерками, причем второй писец еще и отредактировал работу первого.
Смена почерков приходится на середину 1939-й строки, и большинство из тех, кто поддерживает теорию множественного авторства «Беовульфа», условно делят поэму на две части — до и после 2300-й строки.
Уже в ХХ веке возникла теория единичного авторства «Беовульфа», причем одним из главных ее защитников был Джон Р. Р. Толкин, указавший на связное и целостное христианское мировоззрение создателя поэмы.
В новом исследовании, проведенном под руководством Мэдисона Кригера из Гарвардского университета и Джозефа Декстера из Университета штата Техас, ученые последовательно применили современные методы компьютерной стилометрии и корпусного анализа ко всему сохранившемуся древнеанглийскому поэтическому наследию, включая «Беовульфа». При этом они учитывали четыре специфических для древнеанглийского стиха признака: фонетический — частоту и распространенность определенных комбинаций звуков; строфический — частотность смысловых пауз в середине строки; метрический — соотношение пяти разных видов организации ударений в полустроках; и лексический — количество и разнообразие так называемых кеннингов, то есть метафор, обозначающих наиболее важные лица и явления героического мира.
Анализ показал внутреннее единство и цельность текста «Беовульфа» на нескольких уровнях поэтического восприятия. Никаких стилистических различий внутри «Беовульфа» нет, начиная с расстановок пауз и заканчивая частотой комбинаций гласных и согласных. Как считают исследователи, это говорит о том, что он был написан одним автором.
Ученые не впервые применяют точные методы исследования — статистические данные, обработанные на компьютере, — к изучению художественных произведений. Ранее с их помощью удалось определить, чем авторский стиль Сенеки отличается от стиля его подражателей, или назвать английского драматурга Томаса Кида автором анонимной пьесы «Эдуард III».
По материалам сайта godliteratury.ru