Межмузейный выставочный проект «До Островского и после» к 200-летию А.Н. Островского
Выставка Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «До Островского и после», открывающаяся в год 200-летия А.Н. Островского в Музее-заповеднике «Щелыково», посвящена не хронологическому отражению вех жизни писателя и драматурга, но изучению литературных связей между его пьесами и драматургией его предшественников, современников и последователей: от Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.В. Сухово-Кобылина, И.С. Тургенева, А.К. Толстого и Л.Н. Толстого до А.П. Чехова; его деятельности как реформатора русской драмы, а также как первого председателя Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и члена комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах.
А.Н. Островским написано 48 пьес в разных жанрах, а также сделаны или начаты переводы пьес: Плавта («Азинария» («Ослы»)), Сенеки («Ипполит»), Сервантеса («Девять интермедий»), Шекспира (от «Укрощения злой жены» до «Антония и Клеопатры»), Теренция («Гецыра» («Свекровь»)), Макиавелли («Мандрагора»), Гоцци («Женщина, истинно любящая»), Гольдони («Истинный друг»; «Порознь скучно, а вместе тошно»; «Кофейная»), Итало Франки («Великий банкир, или Уплата миллиона по предъявлению»), Шиллера («Гимн искусству»), Кальдерона («Вера и крест», «Дом с двумя входами») и др. Известен его замысел «перевести всего Мольера». Постановка творческого наследия Островского в такой широкой культурный контекст, где нашли место и знаменитые предшественники, и не менее знаменитые последователи, позволяет объёмнее представить его значение для русского и мирового театра.
Через приобщение к кругу чтения А.Н. Островского и его переводческой деятельности мы получаем представление как о предшественниках, так и современниках и последователях драматурга, многие из которых разделяли мысль об общественной роли театральных пьес как вида искусства, более доступного зрителю, а также стремились в своём творчестве к исследованию глубинных истоков русской жизни. Сходство и различие авторов до Островского и после также в некоторой степени прослеживается в теоретических установках их творчества.
Проект проходит под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России.
По материалам сайта goslitmuz.ru