Михаил Юрьевич Виельгорский. Музыкант и не только
Граф Виельгорский и его коллекция
Коллекция графа поступила в Румянцевский музей в 1866 году. Владелец коллекции — автор первых в России симфоний, известный меценат, дом которого был центром столичной музыкальной и светской жизни. Он был негласным референтом императора Николая I по разным вопросам, от хозяйственных до правовых, мог ответить при дворе на вопросы, на которые никто не мог ответить. Кроме того, Михаил Юрьевич отличался известным вольномыслием: занимался оккультными науками, был масоном. В 1816 году он получил сан магистра Великой провинциальной ложи. Читал каббалистические трактаты, постигал тайны масонской символики и магии, углублялся в индийскую философию, осваивал новинки физики, химии, медицины.
Лучшим памятником Михаилу Юрьевичу Виельгорскому стала его огромная библиотека, которую он формировал в соответствии со своими интересами, и которая отражает вкусы и пристрастия разносторонне развитого человека.
Настоящей его страстью были словари и учебники иностранных языков. Он читал и писал на пяти языках, изучал греческий и древнееврейский. В широкий диапазон его интересов входили история и философия, география, биология, техника, коммерция и банковское дело, мемуары и биографии известных людей, произведения Овидия, Вергилия, Гомера. Сборники анекдотов, правила игры в бильярд, руководство по консервированию овощей, кулинарные рецепты, книги по гигиене голоса, о болезни глаз и многое другое.
Виельгорский позаботился о будущем своего собрания. Ещё при жизни, в 1850 году, он подарил 1525 книг по алхимии и франкмасонству Императорской публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека), почётным членом которой состоял в течении ряда лет. В 1866 году Аполлинария Михайловна Веневитинова, старшая дочь Михаила Юрьевича, подарила остальную часть библиотеки в количестве 8663 томов книг и брошюр Румянцевскому музею. В Отчёте Московского публичного и Румянцевского музея за 1866 год написано: «Библиотека эта... заключает в себе выбор лучших в своё время и отчасти уже более или менее редких теперь изданий по всем почти отраслям человеческого ведения».
Практически все книги из коллекции графа Виельгорского имеют владельческие признаки. На большинстве книг встречается рукописная надпись Ex libris com. Mich. Wielhorskii. Также встречаются именные печати. На нескольких книгах наклеен экслибрис Юрия Михайловича, отца графа Виельгорского.
Фортунио Лицети «Монстры»
Из большой коллекции хотелось бы выделить несколько интересных книг, таких как, к примеру, книга Фортунио Лицети «Монстры» (Fortunius Licetus «De monstris») 1665 года издания. В этом труде подробно описаны и проиллюстрированы анатомические патологии людей и животных. На момент издания в Европе XVII века грань между наукой и сверхъестественным всё ещё была неточной и наряду с людьми в книге изображены мифологические монстры и волшебные уродцы.
С момента выхода книги Лицети считали одним из самых влиятельных специалистов по монстрам и уродцам. Его иллюстрации были очень популярны во времена цирков уродов и прочих развлечений того времени. «Искусство и природа схожи в том, что порождаемые ими явления — результат не того, что они могут, а того, что получается», — Фортунио Лицети.
«Элефантография» Георга Кристофа Петри Хартенфельса
Полное название: Petri von Hartenfelss Elephantographia curiosa
Издание является первой иллюстрированной монографией исключительно о слонах, написанная на латыни немецким врачом и натуралистом Георгом Кристофом Петри фон Хартенфельсом (1633—1718). В книге объединены все знания того времени о крупнейших наземных млекопитающих Азии и Африки. Текст условно делится на три раздела: первая часть посвящена ископаемым останкам слонов и их анатомии, различиям между африканскими и индийскими видами; вторая часть повествует о нравах этих животных; третья часть рассказывает об использовании слонов на войне, охоте, в строительстве и так далее.
Книга богато проиллюстрирована. Гравюры сделаны Якобом Петри с рисунков Хильдебрандта. На них изображены различные сцены с участием слонов в исторических событиях, бытовые сцены в естественной среде обитания слонов.
Агостино Сцилла «Напрасные домыслы, разочарованные смыслом...»
Полное название: Агостино Сцилла «Напрасные домыслы, разочарованные смыслом: ответное письмо о морских телах, окаменелостях, найденных в различных местах.» (Agostino Scilla, La vana speculazione disingannata dal senso: lettera risponsiva circa i corpi marini, che petrificati si trovano in varii luoghi terrestri) 1670 года издания.
Агостино Сцилла (10 августа 1629 — 31 мая 1700) — итальянский художник эпохи барокко, палеонтолог, геолог, нумизмат, пионер в изучении окаменелостей и научной иллюстрации.
Сцилла заинтересовался одной из великих дискуссий естествоиспытателей того времени: были ли окаменелости органического или неорганического происхождения. Сцилла написал Паоло Бокконе (1633—1704), сицилийскому натуралисту, посетившему Мальту, с просьбой собрать мальтийские камни и окаменелости, чтобы отправить ему для изучения. Он хотел посмотреть, послужат ли они доказательством, подтверждающим его веру в то, что окаменелости имеют органическое происхождение и когда-то были частями живых существ.
Бокконе попросил мальтийского врача Джованни Франческо Буонамико (1639—1680) ответить на запрос Сциллы. Буонамико написал Сцилле, надеясь убедить его в том, что окаменелости образовались в земле в процессе самопроизвольного зарождения и никогда не были частью живых существ. Сцилла был не согласен, и опубликовал свой ответ в виде книги La vana speculazione в 1670 году.
Сцилла использовал свои художественные навыки для создания иллюстраций окаменелостей и частей живых морских существ в своей книге. Образцы были тщательно отобраны, чтобы помочь читателю более ясно понять, что он написал. Он проиллюстрировал зубы акул и раковины морских ежей, чтобы показать сходство между частями живых существ и окаменелостями.
Музыка в библиотеке графа
Одно из главных увлечений композитора-любителя Михаила Виельгорского — это, конечно же, музыка. В его библиотеке это отражено. Например, мы можем найти в ней самоучитель по музыке 1738 года.
Полное название: Der sich selbst informirende musicus, oder, Gründliche anweisung zu der vocal- und instrumental-music, welcher über 24. sorten, sowohl mit saiten bezogener, als blasendund schlagender instrumenten, zugleich auch achtzehen darzu dienliche figuren und handgriffe enthält.
В книге даны подробные инструкции для изучения вокальной и инструментальной музыки, гравюры музыкальных инструментов, немецкая нотная грамота. В конце издания вклеены пустые листы для записей, часть из них вручную расписана музыкальными произведениями. К сожалению, невозможно утверждать, что это рука самого графа Михаила Юрьевича, но, зная о его любви к музыке и сочинительству, такой вариант допустим.
По материалам сайта rsl.ru