Москва и Солженицын. В музее-квартире писателя открывается уникальная выставка

Она посвященная работе писателя над московскими главами романа-эпопеи о русской революции.

Александр Солженицын всегда подчеркивал, что он не москвич. Даже отказался от звания почётного гражданина столицы. Но этот город в судьбе писателя играет важную роль. В Москву он приезжал сдавать сессии в институт философии, литературы и истории. Сюда, в Лубянскую тюрьму, он был отправлен после ареста в 45-м; и из этого города, в 74-м, его выдворяют из России. Но Москва для Солженицына – не только трагический опыт, но и город, освещенный особым светом. Здесь в апреле 17-го года на одной из студенческих вечеринок, познакомились родители писателя.

«Когда нас выслали, я единственное что взяла с собой – большой письменный стол Александра Исаевича и туалетный столик его матери. Я здесь в этой комнате, как у себя дома. Тут наверху распятие семейное Александра Исаевича. Фотографии его будущих отца и матери. Сын описал их такими взрывными, полными счастья и света главами в «Красном колесе», – рассказала президент Фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.

В романе о русской революции тему Москвы к числу важнейших, конечно, не отнести. Московские эпизоды рассеяны по главам. Но именно этот город станет местом действия особого для Солженицына сюжета, здесь встретятся главные герои «Красного колеса» – прототипы родителей писателя. В Москве на курсах учится Ксения, мечтая о школе босоножек. Отсюда уйдет на фронт Саня. И за этими маленькими человеческими историями разворачивается судьба всей страны.

«Он действительно был не столичным человеком: по образу жизни, по образу мысли, по духу своему. Но к Москве он, определенно, испытывал теплое, нежное чувство. И прекрасно знал ее, досконально точно в его описаниях Москва предстаёт ровно такой, какой она была в тот период, о котором он говорит», – заметил советник Президента РФ по вопросам культуры и искусства Владимир Толстой.

Солженицын изменил угол зрения на Москву. Вместе с героями романа мы смотрим на город с высоты своего роста. Вглядываемся, вслушиваемся в бурную жизнь начала XX века. Замечаем людей, рассматриваем вывески, чувствуем запахи. Яркий, звучащий, объемный мир.

«Это та же толчея, это купеческие ряды, это люди, которые приехали из разных регионов, которые живут, а не только решают судьбы государства. Эта линия очень сильна. И в «Красном колесе» эта линия как бы контрастирует с теми событиями, которые нарастают. Не случайно подзаголовок выставки – «1914-1917 год», – заметил директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.

Московские события и реалии Солженицын описывает с документальной точностью. Улицы, дома, церкви, витрины магазинов, цены. Даже самая незначительная на фоне большой истории деталь не оставлена на волю фантазии автора. Он изучал газетные материалы тех лет, видовые фотографии, карты города и описание маршрутов трамваев.

«Если у него герои возвращаются из гостей из Малого Афанасьевского переулка на Остоженку, то их диалог длится столько, сколько длится разговор людей, идущих неспешным шагом по этому маршруту. Он был очень внимателен к таким деталям. И мы пока не одной неточности или недочёта не нашли у него», – заявила руководитель отдела по изучению творчества А.И. Солженицына Дома русского зарубежья Галина Тюрина.

В Москве мы расстаемся с героями в апреле 17-го года словами, что все вокруг рушится, и что будет дальше – совершенно неясно. И Ксения робко произносит, что может, стоит надеяться на чудо. «Но не посылается чудо тем, кто не трудится навстречу». Важный для Солженицына тезис и важное послание для каждого из нас.

 

По материалам сайта smotrim.ru

 

« Назад